Брутальный Лу и милый Харви

Брутальный Лу и милый Харви

    «Интернэшнл» (The International). США - Германия - Великобритания, 2009. 113 минут. Режиссер - Том Тыквер. «Видеосервис», 2009. Триллер.

без названия    «Интернэшнл» (The International). США - Германия - Великобритания, 2009. 113 минут. Режиссер - Том Тыквер. «Видеосервис», 2009. Триллер.

    В 2007 году на экраны вышел ураганный боевик Майкла Дэвиса «Пристрели их!» Британский актер Клайв Оуэн откликался тут на вымышленную фамилию Смит, стрелял из всех видов оружия (а вдобавок еще орудовал морковкой, как кинжалом) и разоблачал контрабандистов.

    Образ небритого, пассионарного и чрезвычайно метко стреляющего Оуэна настолько пленил немецкого режиссера Тома Тыквера («Беги, Лола, беги!»), что в свой первый голливудский проект Тыквер перетащил этого персонажа вместе с растрепанностью, отчаянностью и небритостью. Теперь, правда, герой стал откликаться на имя Луис Сэлинджер, устроился на работу в Интерпол, стал гораздо хуже стрелять и куда-то потерял свою привычную морковку. Вместе с напарницей из нью-йоркской прокуратуры Элеонорой Уитман (Наоми Уоттс) Сэлинджер-Смит расследует деятельность Международного банка кредитов бизнесу, который перепродает оружие и вообще ведет сложные финансовые игры - не ради быстрой прибыли, но ради политического влияния. Именно поэтому банковская служба безопасности, руководимая бывшим полковником «Штази» Вильгельмом Векслером (Армин Мюллер-Шталь - «Порок на экспорт»), содержит чертову прорву вооруженных громил и одного хромого киллера, которые мочат всех, кто становится препятствием для банкиров...

    Картина снята в популярном лет сорок назад, а ныне уже совершенно архаичном жанре политического триллера. От обычного триллера эту разновидность отличает убежденность авторов, будто лишь они знают страшную правду о злодейских сетях (мафиозных, банковских, масонских - нужное подчеркнуть), опутавших мир от Парижа до Гонконга, и для раскрытия этой правды героям приходится отвлекаться от настоящего дела (то есть стрельбы и погони) и перебрасываться глубокомысленными монологами. Из-за этого жанрового недоразумения картина Тыквера могла бы стать совсем провальной, кабы не ударная сцена перестрелки в нью-йоркском Музее Гуггенхайма, снятая очень красиво. Лишь после этой сцены зритель понимает, отчего герой Оуэна стал тут таким мазилой: будь он снайпером, он уложил бы всех злодеев за пару минут, а так ему приходится, добираясь до негодяев, предварительно разнести в клочки и сам музей, и выставку видеоарта в нем.

2     «Харви Милк» (Milk). США, 2008. 129 минут. Режиссер - Гас Ван Сент. «Парадиз ВС», 2009. Драма.

     Перед нами - история, основанная на реальных событиях, снятая режиссером, глубоко неравнодушным к гомосексуальной теме в кино. Итак, тридцать с лишним лет назад членом городского собрания города Сан-Франциско был избран Харви Милк (Шон Пенн) - человек, который в те пуританские времена не скрывал, а напротив всячески афишировал свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. На своем посту Милк пробыл меньше года, и за это время боролся за права секс-меньшинств: с его подачи был подписан билль о правах геев и не прошла поправка сенатора Бриггса (Дэнис О’Хэйр - «Майкл Клейтон»), запрещающая работать геям, например, педагогами. В конечном итоге Милк вместе с сочувствующим ему мэром Сан-Франциско был убит бывшим членом того же городского собрания, психически неуравновешенным Дэном Уайтом (Джош Бролин - «Старикам здесь не место»).

    Для американских геев Милк - фигура культовая, однако обычному российскому зрителю этот исторический персонаж, талантливо сыгранный Шоном Пенном, практически не известен. Перипетии личной жизни персонажа представлены во всей полноте - тут и роман с красавчиком Скоттом Смитом (Джеймс Франко), и роман с невротиком Джеком Лира (Диего Луна). Общественная активность героя, выражающаяся в участии во всевозможных митингах и маршах, тоже явлена в подробностях. Однако человек неинформированный едва ли узнает из фильма о том, что именно сделал Милк для обычной жизни обитателей Сан-Франциско: единственный раз камера фиксирует, как наш герой убеждает сограждан убирать с травы собачье дерьмо особыми устройствами. Это, конечно, хорошо и прогрессивно, но как-то мало... Впрочем, судя по тому, что во время съемок тысячи жителей Сан-Франциско приняли участие в массовке бесплатно, Милк оставил о себе в городе добрую память... Шон Пенн получил «Оскара» за главную роль, а Саймон Бофой - за сценарий.