N24 (33) (26 июня 2009)   26.06.2009 | 02:53
Разбитый быт
Рубрика: back in USSR
Просмотров: 537
Версия для печати

без названия    От немного подзабытого словосочетания «дом быта» веет приятной ностальгией. Однако сегодня в зданиях под таким названием, кроме вывески, от советского прошлого практически ничего не осталось. Ателье, прачечные, химчистки, парикмахерские, фотостудии, мастерские по ремонту обуви, часов и так далее - все эти полезные предприятия, раньше собранные под одной крышей, теперь «расползлись» по разным адресам.

    Под крышей

    Эпоха домов быта началась в СССР во второй половине 1960-х. Тогда их строили в каждом районе города, в каждом городке и поселке. Руководитель некоммерческого партнерства «Парикмахеры, косметологи, предприниматели и предприятия бытового обслуживания» Саратовской области Людмила Батаршина вспоминает, что первый дом быта - «Центральный» - появился в Саратове в 70-х. Чуть позже открылись дома быта «Орбита» в Ленинском районе, «Радуга» в Заводском, Волжский дом быта и другие. «Каждый комбинат бытового обслуживания населения должен был предоставлять не менее 13 видов услуг, - рассказывает Людмила Георгиевна. - Человек мог прийти и отдать в стирку белье, почистить одежду, постричься, отремонтировать обувь, сделать множество других полезных дел - и все под одной крышей».

    Не оставались без услуг не только городские, но и сельские жители: в Саратовской области работало около 600 пунктов бытового обслуживания. Причем все они были взаимосвязаны между собой, и если, например, в Красном Куте выполнить заказ не могли, его отправляли в Саратов. Помимо домов быта, существовало множество мастерских, ателье, парикмахерских, количество которых определялось согласно нормативам «сверху».

    Однако, несмотря на востребованность, большинство предприятий бытового обслуживания никогда не были рентабельными. В советские времена они выживали за счет солидных государственных дотаций. Ими тогда занималась специальная структура - областное управление бытового обслуживания населения. Государство строго следило за тем, чтобы в советском человеке все было прекрасно: и лицо, и одежда, и часы, и фотография в паспорте.

    Без понятия

    Однако с 1992 года, после вступления в силу указа президента о коммерциализации службы быта, государству дела до этого не стало. Как пояснила заместитель председателя городского комитета по экономике Галина Козлова, из 1135 предприятий бытового обслуживания, зарегистрированных в настоящее время в Саратове, ни одно не находится в муниципальной собственности. «А понятия «дом быта» как такового уже не существует, оно давно устарело. Теперь под этой вывеской располагаются отдельные частные фирмы», - отметила она.

    Когда дома быта перешли в частную собственность, постепенно располагавшиеся в них ремонтные мастерские оказались вытеснены магазинами, саунами, редакциями газет и прочими организациями. Некоторые дома быта - например, «Орбита», вообще заметно опустели. Пожалуй, единственное в своем роде здание, которое и сегодня более-менее соответствует своему исходному назначению, - дом быта «Центральный». Перечень услуг с советских времен остался здесь практически прежним. Но, судя по всему, с тех же незапамятных времен в здании не проводился ремонт: полуразрушенные бетонные лестницы, облезлые полы и стены, а нынешние 12 совладельцев дома, похоже, этому никак не препятствуют. «У нас дом быта в отличном состоянии, ведь все услуги сохранены», - заявили в одной из фирм-совладельцев. Но и этот уголок полусоветского быта рыночная стихия не обошла стороной: немалую часть площади теперь занимают магазины.

    Побриться и умереть

   «В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть», - эти слова из романа Ильфа и Петрова как нельзя лучше характеризуют сферу бытового обслуживания нашего города. Согласно статистике, в прошлом году в Саратовской области особенно активно развивались парикмахерские и ритуальные услуги (по мановению некоей чиновничьей руки, последние также относятся к бытовым). Интересно, например, что среднестатистический житель нашей области потратил в год на уход за волосами 75,5 руб. (судя по этим данным, «усредненный» саратовец ходит круглый год обросшим, как хиппи, или наши парикмахерские работают «в черную»), а на услуги похоронщиков - 119,5 рубля.

    С нынешнего года перечень бытовых услуг дополнен двумя новыми видами деятельности - изготовление мебели и строительство индивидуальных домов. Ремонт и строительство жилья сразу же стали наиболее востребованными, наряду с ремонтом автотранспортных средств (20,3% и 20,9% от общего объема бытовых услуг соответственно). А вот услуги, связанные с восстановлением предметов, бывших в употреблении - ремонт одежды, обуви, химчистка, ремонт бытовой техники, - заметно снизили свои объемы. Так, саратовцы в среднем тратят на распечатку фотографий 43,5 рубля, а на химчистку и того меньше - 4,3 рубля в год.

    Несколько «устарела» такая некогда популярная услуга, как ремонт обуви. На нее в годовом бюджете жителя Саратовской области, по статистике, отводится всего 48,3 рубля. Обувщица одной из старейших в городе мастерских «Молния-М», в советское время известной как «Маяк», Ольга Шинькова объясняет это тем, что люди переобулись из качественной советской в облегченную китайскую обувь, которую зачастую нет смысла ремонтировать - дешевле выкинуть и купить новую. «Кроме того, возникла конкуренция. Если раньше количество мастерских было регламентировано, то теперь практически на каждом углу открылись мелкие пункты, где прямо при вас прибьют отвалившуюся набойку, - рассказывает Ольга Александровна. - Потом клиенты таких «мастеров» приходят к нам с испорченной обувью. К сожалению, многие не понимают, что в таких «окошечках» работают далеко не всегда профессионалы». Общее падение спроса и конкуренция с мелкими фирмами привели к тому, что штат мастерской был сокращен более чем в два раза.

    Чиновники на ремонте

   Лишенные специальной государственной поддержки, предприятия бытового обслуживания выживают как могут. «Помощь предприятиям бытовой сферы сегодня осуществляется только в рамках программ поддержки малого и среднего бизнеса», - сообщила Галина Козлова. Одни выживают с помощью расширения видов услуг, другие - за счет сдачи в аренду своих помещений. Например, та же «Молния-М» сдает часть помещения под химчистку и ремонт часов. Получился дом быта в миниатюре прямо под боком у облправительства. Однако чиновники по-своему оценили такой сервис. Как рассказала Людмила Батаршина, недавно облправительство выставило мастерской счет за ремонт крыши, который был сделан за бюджетные деньги без ведома его владельцев. Этакая поддержка малого бизнеса по-саратовски.

   Даже у лидеров рынка бытовых услуг рентабельность редко поднимается выше 10%. По мнению экспертов, сегодня эта сфера страдает и от налогового бремени, и от значительных расходов на коммунальные услуги, но в гораздо большей степени - от отсутствия какой-либо внятной программы развития. Если раньше между заводами-производителями, предприятиями торговли и службами быта существовала четкая взаимосвязь, то в настоящее время именно из-за несогласованности закупок магазинами с возможностями бытовиков нередко возникают ситуации, когда вышедшую из строя бытовую технику, будь она советского производства или суперсовременная иностранная, можно смело прятать в чулан.

   Неудивительно, что дома быта в нынешнем виде не приносят той пользы, которую могли бы приносить. Особенно теперь, в кризисное время, когда наше дорогое правительство призывает всех к экономной экономике. Безработные саратовцы открывали бы тут свои мастерские, а горожане, в свою очередь, получали бы доступные и качественные бытовые услуги. Ведь во время кризиса новое - это в том числе и хорошо отремонтированное старое.

без названия Наша справка

   По данным минэкономразвития области, объем бытовых услуг населению за 2008 год увеличился по сравнению с предыдущим на 3,5%. Его доля в объеме платных услуг составила 9,8%. Как сообщает Саратовстат, в январе - мае нынешнего года бытовые услуги населению оказаны на 1 млрд 788 млн руб., что на 0,3% ниже уровня соответствующего периода прошлого года.

Обсудить статью в ЖЖ

все статьи
номера
на главную