N24 (33) (26 июня 2009)   26.06.2009 | 03:02
Холод и голод
Рубрика: об лёт
Просмотров: 268
Версия для печати

без названия    Компания IKEA пока не будет вкладывать деньги в саратовский проект. ОАО «Северсталь» временно приостановило строительство завода по производству сортового проката. Состоялся ввод в эксплуатацию первой очереди предприятия «ЕПК - Бренко Подшипниковая Компания». А в правительстве области, несмотря на волнения в Иране, продолжают долгосрочную программу российско-иранского сотрудничества. После таких неоднозначных новостей с инвестиционного фронта «Газете Наша Версия» захотелось вспомнить о том, как в Саратове идет «охота на инвестора».

     «Приидите и володейте»!

    Правительство Саратовской области готово встретить инвестора хлебом-солью, а точнее, налоговыми льготами и всяческими другими послаблениями. Ведется активная рекламная кампания региона: мининвест сам в гости ездит, к себе приглашает и рассказывает о многочисленных наших достоинствах. Например, губерния наша выгодно расположена с точки зрения логистики и транспортной инфраструктуры. Есть девять федеральных трасс и железнодорожное сообщение. Опять же про Волгу - великий водный путь - забывать нельзя. Гордится власть и законом «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области». По нему для иностранных инвесторов снижена ставка налога на прибыль с 17,5% до 13,5%. Они также освобождаются от уплаты налога на транспортные средства, приобретенные компанией в рамках реализации инвестиционного проекта.

    Но почему-то инвестор не стоит в очереди у дверей мининвеста. Видимо, знает, что выгодность предприятия определяется разницей между мировой ценой произведенного продукта и местными уровнями затрат на его производство. Тут сразу можно сказать, что строительство в России влетит в копеечку, а точнее - в доллар. «Если говорить о стоимости входа в производство, то, наверное, никакой нормальный проект начать менее чем за $20 млн невозможно, хотя купить производство можно и менее чем за миллион. Просто оно будет старое, - подсчитал управляющий компании «ВС-Оценка» Василий Иллювиев. - А автосборочное производство меньше чем за $200-400 млн вообще не создашь. Сюда входит стоимость строительства, прокладки инженерных систем, транспорта, оборудования, персонала и его обучения, материальных запасов для начала деятельности и периода до выхода на операционную окупаемость». По мнению эксперта, организовать производство дешевле всего в Китае.

     Занесла нелегкая

    Между тем, региональная власть уже неоднократно заявляла как минимум о 15 инвесторах, которые планируют начать в Саратовской области свое строительство. Например, в планах возведение индустриального парка «Татищево» стоимостью в 5,5 млрд руб., о котором компания «Евразия логистик» объявила еще в 2007 году. С тех пор дело не особо сдвинулось с мертвой точки. Много шума было и вокруг компании «Северсталь», которая планировала построить в Балаковском районе металлургический комплекс по производству сортовой металлопродукции для нужд строительной отрасли стоимостью 15 млрд рублей. Однако и этот инвестор не торопится начать строительство. Компания «Volga Gas plc» в сентябре 2008 года предложила организовать крупное предприятие по разведке и добыче углеводородного сырья. Объем вложений в такое производство должен составить около 2 млрд рублей. В числе запущенных проектов можно назвать предприятия «Бош Пауэр Тулз», «Саратовский трубный завод», «Саратовскую фабрику полимерных изделий» и гипермаркеты «Метро», «Лента» и «Реал - Гипермаркет».

    Почему-то особенно стремятся в Саратов ритейлеры. В 2007-2008 годах о своем намерении построить в Саратовской области ТРК заявили несколько девелоперов. Наиболее крупные из них: «AIM Property Development» (объем инвестиций - 5,2 млрд руб.), «Кит-Кэпитал» (1 млрд руб.), «Мирленд Девелопмент Корпорейшн» ($60 млн), «ИКЕА МОС» (4,3 млрд руб.). С одной стороны, их можно понять, поскольку рынок местного ритейла относительно свободен и не насыщен крупными гипермаркетами. Но в конце концов, в городе с населением в 800 тыс. человек и с довольно низким уровнем доходов такой бизнес не может рассчитывать на быструю окупаемость.

     По-соседски

    В рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов, составленном национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА» в 2007-2008 гг., Саратовская область оказалась в группе регионов с пониженным потенциалом и умеренным риском. Сюда же попали Волгоградская, Ульяновская и Пензенская области. Получается, что другие регионы Поволжья тоже не особо преуспели на ниве заманивания инвестора. Например, в Волгоградской области из почти 70 заявленных в последние годы проектов 2/3 либо приостановлены, либо инвестор полностью отказался от их реализации.

    Инвесторы, облюбовавшие Волгоград, в основном вкладывают деньги в развитие нефтеперерабатывающего и металлургического комплексов, оптовой торговли, отчасти - в развитие связи, химического производства и АПК. По подсчетам экспертов, наиболее крупные инвестиции пришли в регион из Республики Кипр, Германии, Великобритании и Канады. А по данным комитета экономики администрации Волгоградской области, сейчас в регионе действуют 62 предприятия с участием иностранного капитала. Среди них - ООО «Волгадеминойл» (освоение нефтяных месторождений), ООО «Табачная фабрика «Реемтсма-Волга», АО «Колумбус» (строительные работы), АО «Афины-Волга» (сельское хозяйство).

    Поволжье очень сильно проигрывает двум лидерам страны по сбору инвестиций - Краснодарскому краю и Ростовской области. В Саратовский регион и его соседей инвестируют примерно 25% от общего объема инвестиций в Краснодарский край и около 40% от всех вложений в Ростовскую область. Там строительству благоприятствует не только хороший климат - в Краснодарском крае давно реализован принцип «одного окна», упрощающий вхождение инвесторов в регион; Ростовская область широко известна своим Агентством инвестиционного развития.

Отчасти причиной того, что инвесторы не стремятся в наши края, является и умеренно-континентальный климат с его суровыми зимами. Об этом в начале XXI века уже говорил экономист Александр Паршев. По его подсчетам, в зависимости от вида строительства его стоимость на основных российских территориях выше, чем, скажем, в субтропиках, в несколько раз. Все дело в том, что в наших условиях нужен фундамент, подошва которого будет расположена глубже границы промерзания грунта, толстые стены и специально устроенные инженерные коммуникации. Так что все обещания власти «создать благоприятный инвестиционный климат», по словам Александра Паршева, «в условиях свободного мирового рынка реальной почвы не имеют, если только обещающий не собирается направить Гольфстрим по Севморпути». Здесь саратовский мининвест бессилен.

Обсудить статью в ЖЖ

все статьи
номера
на главную