N24 (33) (26 июня 2009)   26.06.2009 | 03:15
Забытый юбилей
Рубрика: не свои сани
Просмотров: 339
Версия для печати

без названия    В прошлом, 2008 году исполнилось 140 лет со дня рождения Строителя Саратовского университета, архитектора Карла Людвиговича Мюфке. Хотя имя Мюфке на слуху у каждого, кто имел и имеет какое-либо отношение к университету (особенно в его прежнем обличье), эта дата промелькнула как-то не замеченной и не отмеченной.

   Между тем, благодаря Мюфке Саратов получил первоклассный архитектурный комплекс, аналогов которому не было, а в художественном отношении, пожалуй, нет и в современной России.

   Лично для Леонида Юрьевича подчеркнем, что именно поэтому он признан памятником архитектуры всероссийского значения и находится под охраной государства.

   За какие-то 5–6 лет без проектных институтов, без современной строительной техники, имея всего двух молодых помощников (стажера Академии художеств Караулова и техника гражданских сооружений Рагозина), К.Л. Мюфке спроектировал и организовал строительство четырех великолепных корпусов - для нынешних строителей вещь немыслимая и недостижимая.

   Возведенный им университет оказался последним императорским университетом, императорским не только по статусу, но и по грандиозному замыслу, и по роскошному, почти дворцовому убранству корпусов, облагороженному безупречным чувством меры.

   Специально для Л. Ю. Коссовича подчеркнем, что главное, к чему стремился Мюфке, - это создание архитектурного ансамбля, в котором корпуса не стоят каждый по отдельности, а связываются в единое гармоничное целое.

   Позволим себе длинную ученую цитату архитектора-профессионала. Вот что пишет профессор архитектуры А.П.Осятинский в книге «Архитектурный ансамбль К.Л.Мюфке в Саратове»: «В отношении генерального плана Мюфке …смог полностью осуществить свою идею архитектурно-пространственной организации университетского комплекса зданий. Она оказалась исключительно удачной и оригинальной. Отметим несколько композиционных новинок, особенно удавшихся автору.

   Главная из них - это большая визуальная глубина, достигнутая в расположении зданий при небольшой физической глубине самой территории. Благодаря этому удалось создать открытый парадный двор - курдонер, связывающий три главных корпуса воедино. …Два корпуса экспериментальной медицины (1 и 2 корпуса) трактуются как форпосты перед третьим зданием - анатомическим институтом (4 корпус). Такое расположение создало… гармоничный перспективный вид и воспринимается как нечто грандиозное, парадное и торжественное… Все это соответствует интересному художественному замыслу, который заключается в том, что, находясь около въезда со стороны ул. Московской, зритель стремится продвинуться вглубь, … при этом архитектурный образ зданий с обеих сторон все время меняется, делаясь все выразительней.

   …Все три здания надо рассматривать не в отрыве друг от друга, а в единстве, причем созданный ими антураж лег в основу общей гармонии центральной части университетского комплекса».

   Мюфке возродил понятие архитектурного ансамбля, к тому времени утраченного архитекторами, которым приходилось работать в условиях городской тесноты.

   Правда, курдонер за несколько десятков лет зарос деревьями и кустами и начисто закрыл торжественную перспективу, но этого Карл Людвигович в далеком 1910 году предусмотреть не мог.

   Помимо выстроенных корпусов, Мюфке приготовил проекты корпусов второй очереди - химического и библиотеки, которые должны были заполнить пустые углы на пересечении Астраханской с Б.Казачьей и Московской с Университетской. Война и революция помешали этим замыслам. Там по гораздо более скромным проектам были возведены корпуса уже в 1940 - 50-х гг.

   Но самым грандиозным и великолепным был проект главного здания университета, которое должно было располагаться на правой стороне Московской улицы. К сожалению, когда проект уже был готов, городская дума отменила прежнее решение о передаче этого места университету.

   Судьба самого Мюфке завершилась трагически. Забытый университетом и лишенный университетского пайка, подрабатывающий художественным вышиванием, он умер от голода в начале 1933 года, не дожив до 65 лет.

   А удары судьбы продолжали сыпаться на творение Мюфке и дальше.

   В 1960 - 70-е гг. вместо предполагаемой зеленой зоны были выстроены две стандартные коробки по Б.Казачьей - 8-й и 9-й корпуса. Правда, сила архитектурного замысла Мюфке сказалась в том, что эти серые сооружения, слава Богу, не очень заметные со стороны двора, своей безликостью, не останавливающей взгляда, воспринимаются рядом со старыми зданиями просто как незаметный фон.

   Но в последние годы судьба вроде бы повернулась к наследию Мюфке своей благосклонной стороной.

   Возведенные уже в последнее время 10-й и 11-й корпуса достаточно неназойливо и органично вписались в окружение архитектурного ансамбля Мюфке, не вторгаясь и практически не конфликтуя с самим ансамблем.

   Вдобавок старые корпуса обновили, двор заасфальтировали, памятник Чернышевскому отправили на реставрацию с целью поставить его между 5-м и 10-м корпусами. Осталось почистить сквер между 1-м и 2-м корпусами, чтобы наконец-то восстановить замысел архитектора, восстановить тот самый парадный «двор-курдонер», связывающий в единое архитектурное пространство построенные Мюфке корпуса.

   И тут вероломная судьба в лице удивительного ректора Коссовича нанесла Карлу Людвиговичу последний, но, как водится, самый решительный удар.

   Кто постарше, помнит, как «дорогой» Никита Сергеевич Хрущев взломал ансамбль Московского Кремля, втиснув туда суперсовременную по тем временам коробку Дворца съездов (слава Богу, его хоть воздвигли не на центральной площади). Времена меняются: идеологическая, а вслед за ней и архитектурная моды меняют знаки на обратные. Поэтому, видимо, следуя своему пониманию духа времени и внутреннему православному (без всякой иронии) позыву, Леонид Юрьевич решает воздвигнуть в самой сердцевине мюфкинского плана, впритык между 1-м и 2-м корпусами (которые, как помнит читатель, пока еще находятся под охраной государства), внушительное сооружение, естественно, в стиле «старины глубокой». (О масштабности задуманного объекта можно судить по его названию: «Комплекс общегородского и культурно-просветительского Молодежного центра и Храма во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова».) Из представленного эскиза видно, что вознесется он главою непокорной явно выше соседних корпусов. (Реставрированный памятник Чернышевскому, оказывается, переносили не зря!)

   Что там Мюфке! Знай наших доморощенных архитекторов перестройки!

без названия Кстати, как человек обстоятельный во всех отношениях, Карл Людвигович, следуя традициям своего времени, не забыл и про университетскую церковь. Она размещалась в центре 4-го корпуса с входом с Б.Казачьей улицы и вписывалась в ансамбль городка (потом долгие атеистические годы там была бухгалтерия мединститута).

Обсудить статью в ЖЖ

все статьи
номера
на главную