N25 (34) (3 июля 2009)   03.07.2009 | 02:15
«Что это за мазня?» Павел Ипатов побывал на открытии «Большой Волги в Москве»
Рубрика: условный рефлекс
Просмотров: 173
Версия для печати

1В Центральном доме художника (ЦДХ) в Москве проходит выставка произведений творцов Приволжского федерального округа, которая продлится до 12 июля 2009 года. Корреспондент «Газеты Наша Версия» побывал на открытии этого грандиозного мероприятия. Среди почетных гостей выставки были замечены саратовские VIPы, которые активно принимали участие в обсуждении современного искусства. Например, губернатор Павел Ипатов даже попробовал повторить «культурный подвиг» Никиты Хрущева почти полувековой давности.

«Они после себя такой свинарник оставили...» - жаловался на кого-то перед входом в здание ЦДХ водитель «Мерседеса S500» (автомобиля, который обслуживает представительство правительства Саратовской области в Москве) своему собеседнику. Потом шофер рассказал, как его нечистоплотный сменщик сливает из бака государственного автомобиля бензин, и уехал за саратовскими гостями столицы. До начала официального открытия выставки «Большая Волга в Москве» оставалось чуть меньше часа...

В это время в небольшом актовом зале Центрального дома художника артисты из разных регионов ПФО готовились к праздничному выступлению. Это действо должно было предварить открытие с разрезанием ленточек и произношением официальных приветствий. К слову, эта часть мероприятия удалась организаторам на славу.

Саратовскую область представлял ансамбль гармоник «Серебряные колокольчики», который выступил великолепно, впрочем, как и другие артисты из субъектов Приволжского федерального округа. Жаль только, что зрителей собралось не так много - чуть меньше половины зала. Специально обозначенные места для VIPов тоже были заняты не все, и представители Саратовской области на них замечены не были.

Зато в середине праздничного представления в зале появился министр культуры Саратовской области Владимир Синюков и присел у выхода, явно чего-то ожидая. Как оказалось, ожидал Владимир Николаевич приезда губернатора Павла Ипатова, которого мы и пошли вместе встречать у главного входа в ЦДХ.

По дороге министр поделился информацией о том, что Павел Леонидович уже приезжал сегодня в Дом художника на «круглый стол» по проблемам, «связанным с творческим процессом». В этом мероприятии принимали участие полпред в ПФО Григорий Рапота, губернаторы Нижегородской и Пензенской областей, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, региональные министры культуры, художники и другие интересные люди.

2В частности, на «круглом столе» речь шла о проблемах художественных объединений, которые, из-за отсутствия специальной нормативной базы, по мнению моего собеседника, воспринимаются в России как коммерческие структуры со всеми вытекающими последствиями.

- Их заставляют проходить конкурсы, тендеры, и это убивает творчество как таковое, - отметил Владимир Синюков. - Кроме того, речь шла о том, что регионы не пополняют новыми работами художественные музеи. Тут, надо сказать, Саратовская область выглядит очень неплохо. По нашей региональной программе развития культуры в прошлом году для пополнения фондов музеев и для экспозиций учреждений культуры были закуплены произведения саратовских художников более чем на 3 миллиона рублей. Эта цифра прозвучала на заседании и произвела на присутствующих впечатление. В этом году министерством культуры России планируется приобретение произведений наших современных художников еще на 1,5-2 миллиона.

Тут, на самом интересном месте, наш разговор был прерван появлением… нет, не губернатора. Из остановившейся у входа в ЦДХ представительской машины выбрался министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев. Он, один-одинешенек, без охраны и встречающих, направился ко входу в здание, что очень поразило Владимира Синюкова.

Наш министр «перехватил» своего непосредственного руководителя на полпути, поприветствовал и сопроводил до дверей Дома художника. Со стороны казалось, будто эти два чиновника - наиближайшие друзья. Словно и не был никогда Синюков генерал-майором милиции, а всю сознательную жизнь вертелся в кругах возвышенных и творческих людей.

Со словами: «Ну, и организация мероприятия у них тут!» - Владимир Николаевич вернулся к ожиданию губернатора, который не замедлил появиться. В сопровождении зампреда облправительства Александра Жандарова Павел Леонидович важно вошел в открытую региональным министром культуры дверь Центрального дома художника. Тут-то глава региона (известный своей здоровой страстью к изобразительному искусству) и произнес историческую фразу: «Что это за мазня?»

Имелись в виду работы известного питерского художника Николая Копейкина, творящего в стиле андеграунд. Картины этого автора были представлены мини-выставкой под названием «Мультреализм» и не имели никакого отношения к «Большой Волге». Они просто располагались на входе в залы первого этажа ЦДХ и, соответственно, привлекали внимание гостей. (Позже, перед отъездом, Павел Ипатов снова не удержался от комментариев к произведениям Копейкина. Он сообщил, что в таком культурном месте на стенах центрального входа вешать подобную «безвкусицу» - нехорошо.)

В чем же историзм произнесенной Павлом Леонидовичем фразы? Дело в том, что в далеком 1962 году первое лицо государства Никита Хрущев посетил выставку в Манеже. Там он достаточно критично оценил работы абстракционистов, употребляя, как уверяют различные источники, много нехороших слов. Одно можно сказать с уверенностью и без цензуры - определение «мазня» по отношению к признанным впоследствии творениям Никита Хрущев использовал точно. Случай этот, что называется, вошел в анналы.

Что же, сегодняшний андеграунд Николая Копейкина вполне можно сравнить с советским абстракционизмом. В таком случае вся глубина высказанных губернатором Саратовской области эмоций - налицо.

А выставку мастеров Приволжского федерального округа посмотреть стоит, только жаль, что расположена она в Москве и не всякий желающий сможет познакомиться с творческой составляющей своего родного округа. Министр культуры Саратовской области Владимир Синюков поделился своими эмоциями после церемонии официального открытия и показательного обхода залов в компании с Павлом Ипатовым.

- Владимир Николаевич, как, по-вашему, удалась ли выставка? Я заметил, что экспонаты на ней были представлены не по региональной принадлежности авторов, а вперемешку…

- Выставка очень представительная. Культура округа, конечно, довольно обширная, поскольку он мультинациональный. Когда мы приехали за день до открытия взглянуть на выставку, то ожидали, что будут какие-то залы, разбитые по субъектам Федерации. Однако этого нет, и я думаю - правильно, поскольку география здесь неуместна. Картины друг друга «не убивают», и создается целостное представление о культуре даже не округа, а всей России.

- А Павел Ипатов как оценил представленные работы?

- Он дважды прошел по всем залам: вчера - неофициально, и официально - сегодня. У некоторых работ он задерживался, некоторые для себя помечал. Не секрет, что он ценитель изобразительного искусства...

- Я заметил, что ему не особенно понравились картины со слонами на входе…

- Да, у него есть определенные вкусы и в классическом, и в современном искусстве, однако эта выставка не имеет отношения к «Большой Волге». Наша экспозиция здесь - одна из лучших. По оценкам специалистов-искусствоведов, уровень саратовской художественной школы очень высок, несмотря на экономические процессы, которые сейчас происходят в стране.

Сейчас даже есть идея открыть в Москве саратовский салон, где будут представлены работы наших художников. По этому поводу идут переговоры с одной из столичных префектур.

- Как вы ощущаете себя в должности культурного руководителя губернии?

- Это сложно, но интересно. В душе мне всегда это нравилось. На самом деле, творчество есть и в науке, и в образовании. Здесь люди талантливые, непростые, но они - творцы. С ними интересно общаться.

- Бытует мнение, что министерства культуры и образования наиболее подвержены нехорошим коррупционным проявлениям. Говорят, что ваше назначение из структур МВД на нынешнюю должность связано, в том числе, с попыткой навести порядок в областном минкульте.

- Там, где есть деньги, контракты, распределение бюджетных средств, - там всегда есть опасность нарушений.

- Приходилось уже с подобным сталкиваться?

- Не хотелось бы это комментировать. Скажу одно - я сейчас очень внимательно смотрю финансовую составляющую работы министерства, все сметы на проведение мероприятий. Возможно, были какие-то решения, замешанные в темных делах люди. Однако сенсационного ничего пока рассказать по этому поводу не могу.

На снимках: работа Николая Копейкина «Заморский гость»; Владимир Синюков у входа в ЦДХ

Обсудить статью в ЖЖ

все статьи
номера
на главную