Уроки морали и нравственности

Уроки морали и нравственности

Окончание. Начало повести см. в №23 - 25

без названияОкончание. Начало повести см. в №23 - 25

История шестая. Пассионарии

Когда общими усилиями всех недовольных советским социализмом «Союз нерушимый республик свободных» стал разлетаться, как куча листьев на ветру, население СССР предалось неистовой радости. В радостном исступлении осенью 1991 года люди срывали советские флаги, выбрасывали на помойку бюсты Ленина и без устали митинговали. Однажды на людной площади я услышал слегка дрожащий голос, клеймящий позором советскую власть и коммунистическую партию. Какой-то человек в кузове грузовика, как на трибуне, орал в исступлении «долой!», а потом стал с помощью зажигалки предавать огню книжечку партийного билета.

Я узнал этого человека. Лет за пять до этой нашей встречи ко мне подошел молоденький техник - лейтенант и слегка дрожащим голосом попросил рекомендацию для вступления в члены Коммунистической партии. Всем людям, причастным к чему-то важному и возвышенному - священникам, врачам и политическим работникам, присуще довольно прозаичное отношение к святыням. Заикающийся от подобострастия лейтенантик вызвал у меня приступ цинизма, и я довольно грубо ответил, пусть, дескать, ставит магарыч и будет ему рекомендация. Невинные глазки будущего коммуниста полезли из орбит, челюсть отвисла. Невнятно бормоча: «Как можно, как можно», он, пошатываясь, удалился. Рекомендацию в партию дал ему, наверное, более корректный политработник, и вот этот коммунистический эндимион под восхищенными взорами раскрепощенного народа сжигает бывшую свою святыню - партийный билет. Захотелось мне поговорить с этим пламенным оратором, но народный трибун заметил меня, узнал и, спрыгнув с трибуны, куда-то исчез.

В саратовском областном Доме политического просвещения при областном комитете компартии была богатейшая библиотека. Философские трактаты со времен античности до постпозитивизма, в том числе труды совсем не одобряемых компартией ученых - Ницше, Хаусхофера, де Гобино и многих других покоились на просторных полках этой оборудованной по тогдашнему последнему слову техники библиотеки. Собрание периодики с XIX века, революционных листовок, протоколы различных собраний и конференций делали библиотеку бесценным источником информации для историков и политологов.

Ко времени революционных преобразований в книжной сокровищнице оставалось всего две сотрудницы, в меру своих сил и даже более старавшихся защитить книги от социального ненастья. Вдруг в один печальный день явился их усталым взорам шустрый мужичок, прочитал какую-то директиву и велел пришедшим вместе с ним работягам выбрасывать «всю эту макулатуру» на улицу. Увещевания и плач библиотекарш не смутили революционного борца. Через пару дней книгохранилище было освобождено от содержимого, а во дворе здания высилась колоссальная гора книг, журналов, газетных подшивок. Бедные женщины пытались сохранить книжные сокровища. Ничтожная часть их образовала нынешнюю библиотеку правительства Саратовской области, а большая попала на свалку и была сожжена. Что ж, в начале 90-х состоялась в России очередная революция, как и положено испокон веков, нужно все громить, жечь. Слава Богу, хоть людей не много поубивали, и то хорошо.

Человечек, громивший библиотеку, вскоре куда-то исчез. Рассказавшая мне эту историю библиотекарь утверждала, что он стал скромным служащим в системе коммунального хозяйства. Такова судьба революционеров: если в молодости им не оторвут башку, в зрелом возрасте, когда меняется гормональный фон психических процессов, становятся они серенькими, никчемными обывателями.

Обсудить статью в ЖЖ