Слизинг

Слизинг

У Саратова «увели» более 20 миллионов рублей - таков итог многоходовой комбинации под названием «обновление подвижного состава МУПП «Саратовгорэлектротранс». Но оповещать широкую общественность об этом вопиющем факте никто не спешит. «Потерпевшие» - Сомов и его администрация - молчат. И лишь глава города Олег Грищенко время от времени робко задает вопрос: где четыре троллейбуса?

СлизингУ Саратова «увели» более 20 миллионов рублей - таков итог многоходовой комбинации под названием «обновление подвижного состава МУПП «Саратовгорэлектротранс». Но оповещать широкую общественность об этом вопиющем факте никто не спешит. «Потерпевшие» - Сомов и его администрация - молчат. И лишь глава города Олег Грищенко время от времени робко задает вопрос: где четыре троллейбуса?

А как здорово все начиналось! Местные единороссы, объединив усилия со своим проектом Сомовым, убедили гордепов выделить средства из муниципального бюджета - более 200 миллионов рублей. Затем в строгом соответствии со слоганом «Верьте только делам!» партийцы вывели на Театральную площадь 15 троллейбусов, дабы показать налогоплательщикам купленный товар лицом и пообещать, что остальные 45 машин город получит до конца 2008 года. В 2009-м выяснилось, что цена троллейбусного вопроса подросла до 270 миллионов, при этом СГЭТ в общей сложности получил всего 56 «рогатых».

Ох, не зря в комментарии нашей газете Грищенко назвал эту историю «темной», договор, заключенный МУПП «СГЭТ», «кривым», а схему поставки троллейбусов «очень интересной»!

И помыслить страшно, какой медвежий рев раздался бы по всей Руси Великой, если бы в причастности к данной комбинации заподозрили «врагов» партийных VIP-ов! Сколько «крови выпили» из облдепа Зинаиды Самсоновой только за то, что «подшефный» детский лагерь «Дружба» вовремя не открылся (причем по самым что ни на есть объективным причинам)! А Камиль Аблязов и «Пугачевское молоко»? А Виктор Тюхтин и «Вита-Терминал»? Тут же такой «косяк», да еще с бюджетными деньгами, а со стороны местных единороссов - ни звука, ни жеста неодобрения.

А между тем поводов для неудовольствия троллейбусной сделкой - выше крыши. Однако когда речь идет о нежно опекаемом госдепом Николаем Панковым ЗАО «Тролза»...

Пепел «Феникса»

Теперь - об «интересной схеме» и «криво заключенном» договоре. На самом деле договоров было два, правда, появились они на свет одновременно - 26 июня 2008 года. Один МУПП «Саратовгорэлектротранс» заключило с московским ОАО «ФинансБизнесГрупп» (лизинговая компания ОАО «ТрансКредитБанк», который предоставлял кредит на покупку «рогатых»). Во втором, помимо СГЭТ и «ФинансБизнесГрупп», появилось некое ООО «Лизинговая компания «Феникс», которое впоследствии и «потеряло» 20,7 миллиона рублей. Роли между участниками сго..., простите, договора распределились следующим образом: СГЭТ - лизингополучатель, «Феникс» - поставщик, «ФинансБизнесГрупп» - покупатель. ЗАО «Тролза» там тоже упоминается в качестве изготовителя и отправителя троллейбусов.

Но и это еще не все. По словам заместителя прокурора Энгельса Максима Кашен-Баженова, в многоступенчатой купле-продаже транспорта поучаствовала еще одна структура - ООО «Тролза-Маркет». Перед ним-то, как сообщил Максим Игоревич, «Тролза» и выполняла обязательства по поставке троллейбусов.

Не слишком ли много звеньев в этой цепи? Но, с другой стороны, муниципальную шею такое «украшение» не особо тянет - администрация Сомова не является гарантом сделки. Вся ответственность возложена на МУПП «СГЭТ», которое с прошлого года ждет «заблудившуюся» рогатую четверку.

Что только ни предпринимали мупповцы: и в прокуратуру обращались, и в арбитражный суд. А троллейбусов нет как нет. Обращение руководства СГЭТ из прокуратуры Саратова перенаправили в надзорный орган Энгельса, и здешние сотрудники, по признанию Максима Кашен-Баженова, на заявление отреагировали. В результате прокурорской проверки, об итогах которой в СГЭТ почему-то ничего не знают, выяснилось, что ЗАО «Тролза» выполняло свои обязательства перед ООО «Тролза-Маркет» и ни в каких договорных отношениях с «Саратовгорэлектротрансом» не состояло. Так что руководители МУПП претензии предъявляли не по адресу. А все, что касается отношений между СГЭТ, «ФинансБизнесГрупп» и «Фениксом», так это, по словам зампрокурора Энгельса, не более чем спор хозяйствующих субъектов. И ничего, что на покупку пошли бюджетные средства. СГЭТ - коммерческая организация, и ее партнеры тоже. Значит, все - в суд...

И действительно, не дожидаясь итогов прокурорской проверки, руководство СГЭТ обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд. Но, по признанию заместителя директора МУПП «Саратовгорэлектротранс» Павла Кузнецова, оттуда «потерпевшая» сторона не получила пока ни ответа, ни привета.

Спрашивается, зачем было городить весь этот посреднический лизинговый огород? Не проще ли купить товар напрямую у его изготовителя? Оказывается, нужда заставила. В беседе с корреспондентом «Газеты Наша Версия» министр по развитию транспортного комплекса области Сергей Шейкин несколько прояснил ситуацию. В прошлом году Саратов закупил у «Тролзы» в общей сложности 100 троллейбусов, а денег на такое широкомасштабное обновление подвижного состава в казне не нашлось. Вот и пришлось муниципалитету, по словам Сергея Владимировича, не только 200 миллионов из бюджета выделять, но и СГЭТ в лизинг вгонять. Да, действительно, минский «Белкоммунмаш» (один из прямых конкурентов наших троллейбусников) участвовал в конкурсе, но победа досталась «Тролзе». Дешевизна продукции белорусам не помогла. Еще бы, ведь у нашего производителя аж из самой Госдумы покровители объявились! Или «крышеватели»?

Назвал господин Шейкин и «укрывателя» четырех троллейбусов. Итак, «ТрансКредитБанк» деньги за товар отдал «Лизинговой компании «Феникс». А дальше наступил кризис, и у «Феникса» возникли проблемы. «ТрансКредитБанк» не перекредитовал другой кредит, который был предназначен для сельскохозяйственных целей этой компании, - пояснил министр. - И получилось, что «ТрансКредитБанк» полностью выполнил свои обязательства, к нему претензий нет. А «Феникс» не доплатил «Тролзе» более 20 миллионов рублей. Четыре троллейбуса изготовлены, они стоят на заводе и готовы хоть завтра выйти на маршрут». В общем, нет денег - нет четырех единиц транспорта.

Буров, Панков - ненужное зачеркнуть

Пока ЗАО «Тролза» или ООО «Тролза-Маркет» (кто их там разберет) держат у себя неоплаченных «рогатых» и не парятся. На троллейбусной улице опять праздник: администрация Сомова, по словам Шейкина, объявила конкурс на очередное обновление подвижного состава СГЭТ, а скоро это случится и в Энгельсе. Конечно, никто не мешает «Белкоммунмашу» опять попытать счастья. Вот только вряд ли фортуна будет на стороне белорусов. В победе ЗАО «Тролза» я почему-то не сомневаюсь. В конце концов, не зря же госдепы «впихнули» саратовское предприятие в перечень автотранспортных средств для закупки субъектами РФ с использованием субсидий.

Вопрос в том, отчего судьба отдельно взятой «Тролзы» так волнует Николая Васильевича Панкова? Не секрет, что еще несколько лет назад 99,99% акций предприятия принадлежали президенту группы компаний «Букет», председателю совета директоров холдинга «Солнечные продукты» Владиславу Бурову. Потом, правда, Владислав Юрьевич от бизнеса на рогах вроде бы отскочил. Не для того ли, чтобы дать дорогу более одаренной личности, мастеру на все руки Николаю Панкову?

А вдруг именно Николай Васильевич поможет пролить свет на эту историю? Например, напишет депутатский запрос во все мыслимые и немыслимые органы с просьбой провести независимое расследование троллейбусного безобразия, которое продолжается с прошлого года.

А может, без Панкова обойдемся? Что, если следствие провести качественно и опросить как следует всех участников лизинговой цепочки, которая привела к такому результату? Кто знает, вдруг вскроются конкретные лица, заинтересованные в сделке, а не только так называемые «местные единороссы», объединившие усилия с Сомовым?

Обсудить статью в ЖЖ