Там, где не был Глыбочко

Там, где не был Глыбочко

Благодаря проектам, реализуемым в образовании, классическое сочетание «дураки и дороги» обрело новое значение. Оказывается, не только дураки могут влиять на состояние дорог, но и дороги, а точнее - их отсутствие, снижать IQ жителей области, в прямом смысле отрезая им путь к знаниям.

Там, где не был ГлыбочкоБлагодаря проектам, реализуемым в образовании, классическое сочетание «дураки и дороги» обрело новое значение. Оказывается, не только дураки могут влиять на состояние дорог, но и дороги, а точнее - их отсутствие, снижать IQ жителей области, в прямом смысле отрезая им путь к знаниям.

Как ни стараются местные однопартийцы добраться до самых «глубин» нашей области, как ни колесят они по малым городам и совсем малым весям, региональные дороги от таких VIP-турне, увы, не становятся лучше. Даже федеральные миллионы рублей не выравнивают неблагодарный саратовский асфальт - утекают сквозь пальцы, и все тут. Зато старания менее мобильных чиновников от образования не уходят в песок и щебень. Потому что для закрытия школ стройматериалы не требуются. Достаточно втянуть область в комплексный проект модернизации образования и, прикрываясь «оптимизацией» в рамках КПМО, закрыть менее чем за два года сельские малокомплектные школы либо ликвидировать в них 10-11 классы. А чтобы ученики горе-школ все-таки получили декларируемое «доступное и качественное образование», областной минобраз вынудил их ежедневно кататься на школьных автобусах в райцентр. Как раз по тем дорогам, до которых не доехали партийные иномарки и федеральные деньги.

Деготь Старшовой

О ситуации в школах и на дорогах шла речь в понедельник на постоянно действующем совещании при зампреде облправительства Наталии Старшовой. Министр образования области Михаил Горемыко в своем отчете по традиции радовал участников ПДС высокими зарплатами учителей и не слишком высокими, зато соответствующими общероссийским показателями ЕГЭ и прочими достижениями. Однако ложку дегтя в образовательную бочку меда добавила Наталия Старшова, поинтересовавшаяся, какие проблемы решить не удалось.

Министр признался, что главных проблем две. Во-первых, в кризисное время «ряд муниципальных программ по оптимизации и развитию сети общеобразовательных учреждений либо приостановлен, либо сокращен». Во-вторых, «наблюдаются сложности» с программой «Школьный автобус». «Мы в принципе решили вопрос по обеспечению школ автобусами, отвечающими современным требованиям. Но дорожные условия, обеспечение подвоза школьников, медосмотр водителей, технический осмотр транспорта - эти вопросы в одних муниципальных районах на сегодня решены, в других есть достаточно много сложностей», - сообщил министр.

«Да, я бы с вами согласилась. Эти проблемы действительно существуют», - печально сказала Наталия Ивановна. Представители районов тоже были согласны с предыдущими ораторами. По словам замглавы администрации Энгельсского района Елены Сусловой, 43% школ района являются сельскими, при этом в них обучаются 19% школьников. Чтобы устранить этот «перекос», в сельской местности были созданы две базовые школы и 4 ресурсных центра. В них-то стали делать былью сказку под названием КПМО: завезли современное учебное оборудование, подобрали квалифицированных педагогов, организовали профильное обучение в старших классах. И, конечно, стали возить к «светочу знаний» детей из соседних сел. Однако желающих покататься нашлось не так много, как думали чиновники. «Казалось бы, все учтено. Но на практике многие ученики девятых классов сельских школ уходят либо в городские школы, либо в учреждения начального и среднего профессионального образования, а базовые школы и ресурсные центры оказываются недостаточно заполненными на третьей ступени», - отметила Елена Суслова.

Клуб вместо школы

О выходе из этой ситуации чиновники на ПДС почему-то не говорили. Зато с удовольствием порассуждали о причинах. Во-первых, сколько ни льются бюджетные деньги, а рейтинг сельских школ, будь они трижды ресурсные центры, по-прежнему остается низким. Родителям надежнее отправить ребенка учиться в город, чтобы он смог нормально сдать ЕГЭ и затем поступить в вуз. Во-вторых, не каждый пожелает своему чаду ежедневно трястись несколько километров в автобусе по разбитой дороге. Кроме того, трудности в реализации программы «Школьный автобус» чиновники связывают с низкой зарплатой водителей, удаленностью базовых школ от автозаправок и отсутствием гаражей.

Как на деле работает автобусная программа, рассказала начальник управления образования администрации Калининского района. Там ежедневно 209 ребят катаются на школьных автобусах. «Дети собираются обычно в зданиях бывших школ, где теперь располагаются сельские клубы. То есть дети на улице не стоят, - сообщила она. - Где есть возможность, автобус проезжает по селу». Теперь понятно, каким образом наша область вышла по количеству сельских учреждений культуры на четвертое место в ПФО, как отчитался на том же совещании министр Владимир Синюков. Наверное, не очень-то весело детям толпиться в здании родной, но уже бывшей школы. Пожалуй, так у них пропадает всякое желание приобщаться не только к знаниям, но и «культурным благам»...

Что происходит с автобусом в пути, а также в остальное время, - тайна, которую знает только водитель. По словам чиновницы из Калининска, дорогостоящей навигационной системы в школьном транспорте нет: «Управляемся мобильной связью». Однако, с ее слов, случаев опоздания детей на уроки из-за проблем с транспортом не было - доставка отменялась только по метеоусловиям, во время сильного снегопада или гололеда.

Иными словами, корень зла чиновники видят прежде всего в плохой работе дорожных служб. Дорожников у нас вообще принято ругать много и со смаком, - большей частью обоснованно. Но только ли из-за этой вечной беды образование для жителей из глубинки стало практически недоступным? Два года назад, когда министерство образования области подавало заявку на участие в КПМО, сельские дороги были так же далеки от идеала, как бывает далеко само министерство от интересов своих подопечных. Однако желание освоить побольше в который раз перевесило возможности чиновников.

Несмотря на миллиарды рублей, потраченных из федерального и областного бюджетов на КПМО, нацпроект «Образование» и ремонт региональных дорог, ситуация в этих сферах, судя по всему, не только не улучшилась, но и усугубилась. Школы продолжают закрываться: по данным федерального мониторинга, только за последний месяц число сельских общеобразовательных учреждений в области уменьшилось с 763 до 757. Дороги продолжают разрушаться. И, кажется, подвиг Ломоносова, дошедшего до Москвы за рыбным обозом ради просвещения, становится особенно актуальным для школьников из саратовской глубинки.

Обсудить статью в ЖЖ