Тухлятина

Тухлятина

Дружить с органами власти просто так, то есть даром, отважится не каждое СМИ. Кому охота терять авторитет у читателей избыточно-паточными сказаниями о судьбоносных деяниях губернатора Ипатова, министерств, комитетов и управлений областного правительства? А за правду (читай, конструктивную критику) грантовых денег не платят.

ТухлятинаДружить с органами власти просто так, то есть даром, отважится не каждое СМИ. Кому охота терять авторитет у читателей избыточно-паточными сказаниями о судьбоносных деяниях губернатора Ипатова, министерств, комитетов и управлений областного правительства? А за правду (читай, конструктивную критику) грантовых денег не платят.

В результате медийщикам приходится играть в так называемую «объективку»: сегодня о торжественном открытии очередного объекта по-партнерски писать, а завтра (уже бесплатно) рассказывать о реальном положении вещей. Такая метода позволяет убить сразу двух зайцев - и целевую аудиторию сохранить, и бюджетные деньги освоить, причем потеть для этого особо не приходится. И только совсем уж подконтрольные губернскому правительству СМИ могут напрочь забыть о мнении читателей, главное, чтобы их основные ценители с Московской, 72 были довольны.

При подобном принципе взаимодействия со СМИ роль пиарщиков властных структур сводится к размещению имиджевых материалов, рассылке новостей, интересных разве что их главным действующим лицам (губернатору, зампредам правительства, министрам и т.д.), мониторингу публикаций и сюжетов (как со знаком «плюс», так и «минус»). А также, разумеется, к получению нагоняев от работодателя за то, что журналисты недостаточно его «облизали» или, не дай Бог, подвергли критике.

Видимо, министры и прочие чиновники, удостоенные чести содержать пиарщиков, считают последних способными только на такого рода деятельность. Вот и министр информации и печати области Владимир Шутов, похоже, не самого высокого мнения об интеллектуальных способностях руководителей и сотрудников пресс-служб государственных органов власти. Судите сами: 27 августа прошел семинар «Правовые аспекты деятельности СМИ в современных условиях», о чем участников и всю прогрессивную общественность оповестили заранее. Но это не помешало Владимиру Александровичу начать мероприятие со следующих приветственных слов: «Как вы уже догадываетесь, мы проводим семинар». Зато медийный министр ни на мгновенье не усомнился в том, что «плодотворное занятие не пройдет для присутствующих даром» и поможет сделать власть более открытой. Не забыл господин Шутов и о главном - утешительных призах в виде сертификатов, пообещав, что ими утешат всех участников семинара.

Председатель Саратовского регионального отделения Союза журналистов России Лидия Златогорская перевела разговор в практическую плоскость. Она попыталась донести до государственных пиарщиков основные принципы работы на этом поприще. Лидия Николаевна объясняла, что необходимо создавать информационные поводы, некую интригу, дабы заинтересовать медийщиков. Действительно, не грантами же едиными жив журналист. Она также посоветовала не пренебрегать компромиссами и искать их вместе с журналистами.

А еще, по глубокому убеждению Златогорской, пресс-секретарь не должен, не имеет права произносить «не знаю» и «без комментариев».

На самом же деле в большинстве случаев те, кому по штатному расписанию положено налаживать связи с общественностью, в том числе журналистской, придерживаются обратного принципа. Упомянутые Златогорской фразы не только не являются для пресс-секретарей табу, но и обрастают дополнительными словесными «кружевами» все из того же разряда - «не пущать» и «как бы чего не вышло».

Как рыба начинает гнить с головы, так и выстраивание коммуникаций со СМИ начинается с головы, но уже не рыбьей, а руководителя той или иной властной структуры. Вернее, с его представлений о том, как это надлежит делать. В нашей все еще почему-то хранимой Создателем губернии редкий пресс-секретарь имеет доступ к телу и сознанию своего работодателя. И совсем уж в исключительных случаях именно профильный сотрудник определяет стратегию и тактику такой работы. Не всем, наверное, профессионализма и авторитета хватает.

Понятно, если шеф ставит четкую задачу оградить его от вездесущих журналистов, как, например, Вячеслав Сомов. Но ведь бывают и вполне адекватные руководители, которые всегда, что называется, «в теме», умеют к тому же более или менее грамотно говорить и не нуждаются в нецензурных связках между словами. Да, их немного, но они есть. Вот только пресс-секретари достаются им порой тухлые. В итоге тотальная лень пиарщика, которую можно расценить как абсолютную профнепригодность, способна превратить такого чудо-чиновника в обычного бюрократического «монстра». Разумеется, сквозь призму СМИ, работники которых обижены постоянными отказами в предоставлении информации.