15.06.2017 (19:55)
Партнер КБ "Стрелка" рассказал, чем Саратов отличается от 80% других российских городов
Партнер КБ

Саратов отличается от 80% российских городов с точки зрения исторически сложившихся общественных пространств. Об этом сегодня, 15 июня, на лекции в IX корпусе СГУ рассказал российский историк архитектуры, искусствовед, журналист, партнер КБ "Стрелка" Григорий Ревзин. 

"Вчера и сегодня гуляли по Саратову. На набережной есть очевидное сообщество лодочников. Это общественное пространство", — отметил Ревзин. По его словам, у 80% российских городов есть сложности с исторически сложившимися общественными пространствами, потому что они (города - прим. ред.) индустриальны, построены после революции. "Ваш город никак нельзя назвать чисто индустриальным. У вас большая традиция исторической застройки. Город изначально больше торговый, а затем больше университетский, чем промышленный", — отметил искусствовед.

"Общественное пространство, как легко можно понять, определяется не из структуры пространства, а из того, что оно общественное. Где есть общество, там общественное пространство. Надо понимать, что это остромодный тренд проектирования городов. Он возник достаточно недавно. Я считаю, что это произошло в районе 2008 года и связано с кризисом", — отметил лектор. 

Он посвятил некоторое время рассказу о музее Гуггенхейма в Бильбао (Испания), который был спроектирован американско-канадским архитектором Фрэнком Гери и открыт для публики в 1997 году. "Вы должны создать сюрприз, вау-эффект, и потекут денежки. Это спекуляция культурой, землей и образом", - подчеркнул Ревзин.

Тем не менее, по его словам, общественные пространства строятся для людей, "далеких от потоков мод и больших событий". Лектор назвал специфическим тип заказчика (городские власти - прим. ред.) таких территорий, потому что у них нет денег. "Либо можно наклонить девелоперов", — пошутил он. 

Григорий Ревзин также кратко рассказал об истории создания института и КБ "Стрелка". "Институт "Стрелка" — первое общественное пространство. Это был заброшенный гараж конфетной фабрики, который превратили в институт, кафе. Это и было символическим общественным пространством", — пояснил историк архитектуры.

Он просветил слушателей в вопросе теории общественных пространств. По ней территория считается эффективной, если замыкает на себе большое количество функций. "Очевидно, что это не любые общественные пространства, а только центральные. Если вы вынесете все функции куда-то на окраину, то центр будет там", — пояснил лектор. 

"При этом магазины — не менее важное общественное благо, чем тротуар и деревья, потому что они создают комфортную общественную среду. "Это сложно донести до власти, потому что власть заботится о деревьях, а с магазинов берет налоги", — добавил он.

В конце лекции Григорий Ревзин поделился с аудиторией одним из главных принципов, которому, на его взгляд, нужно следовать при создании общественных пространств: "Основное — это не делать никаких слишком устойчивых конструкций. Чем эфемернее, тем правильнее. Если есть места для сидения, то это должны быть не какие-то чугунные или гранитные скамейки, которые оттуда нельзя унести". 

После лекции слушатели начали задавать Ревзину вопросы. Один из них касался того, как можно использовать пространства между университетскими корпусами. "Есть две традиции университетов: англо-саксонская (кампусы) и российская (городские университеты, где факультеты географически отдалены друг от друга)", — ответил он. По его словам, вторая традиция дает потрясающий потенциал для развития города. "Потоки студентов влияют на городскую среду. Меняются кафе, люди на бульварах", — пояснил лектор.