17.09.2015 (08:30)
День в истории: В СССР дали первый радиоконцерт, а восток Польши стал западом Беларуси
День в истории: В СССР дали первый радиоконцерт, а восток Польши стал западом Беларуси

Прогресс

В 1922 году в этот день в Москве состоялся первый в истории СССР радиоконцерт. Перед его началом жители СССР в первый раз услышали фразу "Говорит Москва", которая в настоящее время приобрела хрестоматийную известность. Выступление открыла певица Надежда Обухова, которая исполнила романс "Не искушай меня без нужды". Также в концерте приняли участие известные в то время артисты Большого академического театра. Трансляция велась из здания Центральной радиотелефонной станции имени Коминтерна, расположенной на Шаболовке. Как стало известно позже, власти организовали концерт прежде всего для того, чтобы популяризировать радио среди простого населения страны Советов.

Следующий шаг к этой цели был предпринят в 1924 году, когда СНК СССР издал указ "О частных приемных радиостанциях", согласно которому частные лица могли иметь приемники, а радиолюбители — их конструировать. Кроме этого, постановление должно было стимулировать появление промышленной базы для выпуска радио. К концу 1924 года встал вопрос о систематическом вещании радио: до этого момента передачи транслировались крайне редко и собирали лишь немногочисленных слушателей. В итоге 12 октября бюро содействия радиолюбительству арендовало Сокольническую радиостанцию. Первой передачей, с которой, собственно, и началось постоянное вещание радио, стал доклад "О роли В.И. Ленина в развитии советской радиотехники и задачах рабочего радиолюбительства", после чего слушателям рассказали о технике радиовещания, а после небольшого перерыва в эфире состоялся концерт студентов Московской государственной консерватории: с этого времени радиовещание велось регулярно, по строгому расписанию, которое заранее публиковалось в газетах.

Соседи

Сегодняшний день имеет символическое значение для Беларуси и Польши: именно 17 сентября 1939 года восточная часть Польши отошла в состав БССР. Произошедшие изменения были зафиксированы 2 ноября 1939 года указом СССР, который стал возможным "на основании ходатайств и Народного Собрания Западной Белоруссии". Присоединение территории стало непосредственным следствием подписания пакта Молотова-Риббентропа с секретным протоколом к нему, начала Второй мировой войны и оккупации Польши. В итоге 12 сентября 1939 года третья внеочередная сессия Верховного Совета БССР постановила "принять Западную Белоруссию в состав Белорусской Советской Социалистической Республики и воссоединить тем самым белорусский народ в едином Белорусском государстве".

Перенос границ был неоднозначно воспринят как поляками, так и самими белорусами: если в официальной советской историографии историки говорили об "акте исторической справедливости", то для Польши данная дата до сих пор является траурной: в республике полагают, что восточная часть страны была оккупирована, в результате чего значительная часть поляков вынужденно оказалась на чужбине. В то же время некоторые общественные организации Беларуси добиваются придания этой дате статуса праздника. По их мнению, 17 сентября 1939 года произошло знаковое событие, повлиявшее на всю современную историю Беларуси, и эту дату следует отмечать как "День воссоединения Беларуси" в качестве государственного праздника.

Шапито

17 сентября 1999 года в Риге произошло событие, весть о котором стремительно разлетелась по всей Европе: министр внутренних дел Марек Сеглиньш заявил, что и в Латвии необходимо сделать специальный бар для сотрудников правоохранительных структур, приведя в пример соседнюю Эстонию. С таким предложением Сеглиньш выступил после поездки в Таллин, где он посетил кабачок для полицейских, прокуроров и сотрудников службы безопасности, где "они пьют, сколько хотят, а потом, чтобы не разгуливать по улицам в состоянии алкогольного опьянения и не делать глупостей, развозятся на машинах по домам прямо от дверей кафе". По мнению Сеглиньша, эта идея была хороша по нескольким обстоятельствам: во-первых, рядовое население не увидело бы пьяных полицейских и не разочаровывались бы таким образом в служителях порядка, во-вторых, сами представители власти, перебрав, не имели бы возможности "бряцать оружием", в-третьих, разговоры сотрудников правоохранительных органов не подслушали бы другие посетители увеселительных заведений. Идея открыть питейное заведение для полицейских еще какое-то время витала в воздухе, однако так и не нашла практического применения.