15.09.2010 (16:35)
Город глазами живописцев
Город глазами живописцев

Основу выставки, организованной галереей "Эстетика",  составляют городские пейзажи саратовских живописцев последних десятилетий. 

Обращение к городским мотивам -  давняя традиция художников.  Достаточно вспомнить "Вид Саратова с Соколовой горы" Боголюбова или саратовские панорамные пейзажи  Доливо-Добровольского, созданные ещё в середине ХIХ столетия.

Среди мастеров второй половины ХХ столетия эту линию  продолжили Василий Фомичев, Леонид  Гусев,  Александр  Гродсков, Руслан Лавриненко, Виктор Чудин, Наталья Чечнева, Валентина Медведкина, Александр Котов, Владимир Гуляев, Вадим Орлов, Виктор Ситников, Роман  Мерцлин, Вячеслав Зотов, Валерий Бадаква, Николай Дубовов, Юрий Сурин, Андрей Патрикеев, Наталья Моисеева,  Павел Жуков, Борис Глубоков, Алексей Карнаухов, Лада Валькова, Фёдор Саликов и другие.

Каждый из них видит родной город по-своему, исходя из особенностей  темперамента, жизненного опыта, персональной стилистики, времени создания полотен и времени года. Мы видим Саратов зимний, весенний, летний и осенний, Саратов хмурый или праздничный. Центр города, меняющийся прямо на глазах, - и покосившиеся старые домики ближних окраин, парадные здания официальных учреждений - и многоэтажная  застройка разрастающихся "спальных" микрорайонов. В каждой картине есть не только детали запечатлённого объекта, но и  состояние души воплотившего его живописца.

Чёткость и тщательная проработанность деталей мотива видна в классических пейзажах Лавриненко, в исторических композициях Жукова,   имититация  ХIX века, выраженный пленэрно-импрессионистический подход наблюдается у Чечневой, Котова и Медведкиной. Фантазийность, преображающая конкретный, легко опознаваемый вид, характерна для  работ Ситникова, пристальность панорамных городских пейзажей присуща Патрикееву, а на  полотнах Гуляева мягко вибрирует сдержанная феерия.

Глубоко лирическим городским пейзажам Романа Мерцлина суждена долгая посмертная слава. Он выразил настроение застойной эпохи столь убедительно, что география старого Саратова получила на его картинах поистине историческое звучание.  Его влияние заметно в творчестве Вячеслава Зотова и Бориса Глубокова, и опосредованно  и в пейзажах Натальи Моисеевой. Хотя оно, скорее, стилистическое: каждый из мастеров отличается и своей интонацией, и характером трактовки, и самим  выбором мотивов.

Зотов - это мастер стремительно и броско написанных пейзажей, нередко передающих уторопленный темп сегодняшней городской улицы. К несчастью, и он ушёл из жизни в пору наметившегося поворота к углублённому постижению мотива. Глубоков, следуя духу Зотова и  Мерцлина, более внимателен к передаче внешнего облика изображаемых зданий, нежели их неповторимой ауры. Моисеева же, напротив, стремится  внушить зрителю свое  настроение от мотива, трактуя его без дотошной конкретики.  

В творчестве множества саратовских живописцев и графиков разных поколений запечатлевается живая история родного города в её реальной динамике. Множество зданий, некогда  воссозданных  на их полотнах, акварелях, рисунках, гравюрах уже не существуют. Многие улицы и переулки существенно изменили свой облик.  Немало архитектурных объектов, которые можно обозначить как "уходящая натура": им суждено исчезнуть навсегда в самое ближайшее время. Всё это очень важно, и всё-таки главное достоинство таких произведений — их несомненное художественное качество, призванное радовать глаз настоящих любителей искусства.