Интересная дискуссия развернулась недавно в музее Федина, где проходила творческая встреча с российским писателем, драматургом и сценаристом Алексеем Слаповским. Задал вектор обсуждения министр культуры области Владимир Синюков: "Сейчас все стали понимать роль и значение культуры, литературы, искусства и вообще творчества. Инновационная экономика, новый человек. А у меня сомнения: не впадаем ли мы в другую крайность, не преувеличиваем ли значение культуры? Скажите, а культура от чего-нибудь нас уберегла?" - спросил министр аудиторию.
«От безумия нашего времени», «От людоедства», - отвечали наперебой работники культуры. «А экономику сохранили? А то ужасное, что мы видим на улицах в наших городах, с этим как быть?» - не унимался Владимир Николаевич. - А наша великая русская литература? Вспомните перестройку, толстые журналы, миллионные тиражи, всеобщий интерес. А сейчас что происходит? Фрагментация: лагери, модернисты, реалисты, либералы, патриоты... Все это уходит в какие-то изолированные тусовки, сообщества, а жизнь идет своим чередом. Литература, которая основывается на человеческих комплексах, делает их абсолютными и навязывает как образец, называется «постмодернизм», что мы получили в плане духовности?" По мнению министра, из-за этой фрагментарности не видно системного ренессанса культуры.
Слаповский, удостоенный эпитета "элиты современной литературы", решил начать с ответа на вопросы "Зачем нам культура?" и "Что происходит?"
Не углубляясь в постмодернизм и другие течения, писатель, как и подобает филологу, вспомнил притчу о луковке из "Братьев Карамазовых" Достоевского. Тонула великая грешница и блудница и взмолилась своему ангелу-хранителю: "Сделай хоть что нибудь!" Ангел спросил в свою очередь: "Вспомни, что ты сделала в жизни хорошего?" Она вспомнила, что однажды нищенке луковку подала. Ангел воззвал к Богу и стал ее тянуть из адского болота. Ее почти вытащили. "Культура есть наша вечная луковичка, которая понемножку вытаскивает российское общество из трясины, в котором оно перманентно пребывает. Прямые призывы здесь не приводят ни к чему - они воспринимаются на уровне дуновения ветерка. Люди в обществе - это сообщающиеся сосуды, то, что понял один, он и передает другим", - заключил писатель.
Писателя спросили, не хотел бы он вернуться в Саратов, из которого он перебрался в 2001 году в Москву. Алексей Иванович ответил, что ему все равно где жить, предпочтительно в пригороде. Главное, чтобы там был скоростной Интернет, необходимый для связи с издателями. Что касается Саратова, то писателю вспоминаются времена, когда город был увешан лозунгами "Саратов - культурная столица Поволжья". "Хорошо, что их вовремя сняли, а то бы они покраснели", - считает он.
Слаповский не пишет на заказ, ему не интересно то, что ему заказывают, и он отрицательно относится к экранизации своих романов: "Лучше мои книги не экранизировать при моей жизни", - мрачно пошутил Алексей Иванович. Совсем другое отношение к сценариям, по которым поставлены телесериалы "Остановка по требованию" (2000), "Пятый угол" (2001) и "Гаражи" (2010), тут Слаповскому все равно, что сделает продюсер, режиссер, и то, как сыграют актеры. Имеет значение только его репутация как хорошего сценариста - она обеспечивает дальнейшие заказы.
Из книжных магазинов Слаповскому не понравился "Дом книги" - он с трудом отыскал несколько своих произведений, в основном там продаются коммерческие произведения, которые к большой литературе не относятся. Гораздо лучше современная литература представлена в "Лас Книгас". В конце встречи счастливчики получили в подарок от писателя его последний роман "Атака на Кремль", которого еще нет в продаже в Саратове.