08.10.2010 (17:55)
Председатель союза солдатских матерей не знает таких частей, где нет дедовщины
Председатель союза солдатских матерей не знает таких частей, где нет дедовщины

Сегодня в пресс-центре «Комсомольской правды» состоялась прямая линия с председателем союза солдатских матерей Саратовской области Лидией Свиридовой.

Отвечая на один из вопросов, она подчеркнула: «Мне неизвестны воинские части на территории Российской Федерации, где дедовщины нет. К сожалению, слово «дедовщина» с течением времени утратило свой первоначальный смысл, какой оно несло, скажем, 10 лет назад, т.е. когда солдаты старшего призыва — деды — унижали младших. А сейчас мы фиксируем всеобщее беззаконие по отношению к военнослужащим. Оно распространяется не только на солдат, но и на сержантов и младших офицеров».

Свиридова заявила, что, как показывает практика, в основном саратовские призывники идут служить в Московский, Северокавказский и Дальневосточный военные округа.  По ее словам, наибольшее количество жалоб поступает из Московского округа, наименьшее — с Дальнего Востока, где в основном происходят мелкие драки. При этом большое количество инцидентов случается с саратовскими призывниками, виновными в которых являются они сами. Например, офицеры в Самарской области говорят, что нет военнослужащих хуже по характеру, чем саратовцы. Они не понимают, что в армии все общее и не хотят делиться личными вещами, например мылом и зубной пастой, - отметила Свиридова, говорят: «свое надо иметь».

«Во время инцидента с Евгением Кобловым, когда призывнику пришлось ампутировать ноги, его мать жила долгое время в Хабаровске, ухаживая за ним. У них в семье 5 или 6 детей. Уехала мама-кормилица, а папу парализовало на фоне всех этих событий... Нужны были деньги. И в Балакове журналистами был открыт специальный благотворительный счет для сбора средств. За 7 месяцев на него не поступило ни одного рубля. Из города Балаково, где 200 тысяч жителей...» - возмутилась Свиридова.

«Вот такое равнодушие наши дети приносят в армию,  - сказала Лидия Михайловна. - Когда мы приехали в воинскую часть разбирать инцидент, где погиб солдат, я говорю одному из солдат: «Ты же там был, все видел». Он говорит: «видел».

-        «Ну, тогда скажи честно, ведь иначе зло будет продвигаться, мы ведь не просим тебя оговаривать человека, дай показания именно о том, чему ты был свидетель».

-        «А знаете, а мне вот по фигу. Зачем я буду наживать себе проблемы. Мне это неинтересно».

-        «Почему же ты не заступился?! Ты же видел! Как же ты мог стоять рядом?!»

-        «А оно мне надо?!»

Свиридова считает, что призывники должны ознакомиться с уголовным кодексом, где прописана ответственность за оставление человека в опасности. «Здесь мы сталкиваемся с перевернутым представлением о порядочности. В солдатской среде считается, что если ты ничего не сказал, то толку нет. А если сказал, то стукач. Это ведь неправильно. В данной ситуации ты испугался за свою шкуру и не остановил зло, в результате которого погиб человек. Лично я это называю только двумя именами: подлость и трусость, больше никак», - завершила свою речь правозащитница.