18.10.2010 (11:26)
В Радищевском показали «сны грибов»
В Радищевском показали «сны грибов»

В рамках презентации проекта "RADMUSEUM CONTEMPORARY ART" в Радищевском музее открылась выставка Александра Гнутова "Сны грибов, или Орнамент для героя". 

48 графических орнаментальных работ выполнены на бумаге, открытках, аудиодисках и их обложках. Узоры отсылают зрителя в глубину веков, ими покрыты мифологические образы, фантастические существа, грибы, подвешенные в пространстве, и образ героя - полудикого воина, недалеко ушедшего от своих первобытных предков. Экспозиционное пространство ясно отражает мироощущение художника в современном мире, схожее с мифологическими ощущениями человека, живущего в страхе перед природой, поставленном в условия физического и духовного выживания.

Видеоролики Гнутова "Санёчек" и "Санечек-2" в "пацановской" манере обозначили проблему статуса актуального художника. "Саратовский художник  Санечек" в темных очках и маске, грубо рисующий каляку-маляку,  с дубинкой, призванной выколачивать из прессы хорошие рецензии, топориком для отсекания лишнего и ножами, для расталкивания толпы во время массовых музейных мероприятий, у некоторых зрителей вызвал агрессию и непонимание.

Каляка-маляка, однако, оказалась повторяющимися кругами. "Круг - это древний символ, который проходит сквозь всю нашу цивилизацию. Гриб - это не псиллоцибиновая поганка, которыми художник должен обжираться в подвале и "догоняться" героином.  Гриб - это символ счастья, волк - символ  свободы, рыба  - символ мудрости, а птица -  символ духа. Эти символы несут в себе месседж, который я пытаюсь раскрыть с помощью образов, а не за счет текста, - пояснил на «круглом столе» Александр Гнутов. - Я использую символы наследия древних культур и их актуализирую. Я работаю с визуальными образами времени и делаю их римейк- или ремикс-  образы, характерные для нашего времени. Искусство - это территория прекрасного. Художник служит красоте. И каждый раз мне приходится доказывать, что я не призываю к экстремизму, не употребляю наркотиков и никого не убивал".

На «круглом столе» обсуждался вопрос о сути понятия "актуальное искусство", об условности границ деления современного искусства на "традиционное" и "актуальное". Многих волнует вопрос, а является ли вообще актуальное искусство искусством?

"Все современное искусство сейчас свалено в одну кучу: традиционное, актуальное, перформанс, хэппенинг и т.д. Мы стоим  на пороге становления нового искусства, поскольку художник предоставлен сам себе. В Москве ему уже ничего не интересно, да и зрителю тоже - зритель его не понимает. Художник думает только о деньгах, чтобы съездить на год в Бали. Актуальное искусство умерло, это уже история", - считает Гнутов.

Так кто же он - актуальный художник Саратова? Герой, который заслужил имя талантом, или герой, отстаивающий своё мировоззрение?

Тему художественного пространства города и место актуального художника в нем продолжила выставка видеоарта "SARATOV VIDEO". На ней демонтировались работы "Саратов" Дмитрия Жумаева, "Гелон" и "О, Саратов" Евгения Солодкого. Данные произведения показывают наш город в различных аспектах.  Солодкий рассказывает историю том, что 2 500 лет назад на месте Саратова была самая северная колония греков - легендарный Гелон, а Жумаев смотрит на город глазами молодого художника.