"Век русских сезонов"
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Наталия Гливенко
Не хуже Африки
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
10.12.2010 | 17:40
"Век русских сезонов"
Просмотров: 184
Версия для печати

нестеровРуководитель балетной группы театра оперы и балета Валерий Нестеров провел презентацию своей книги "Балетмейстер Михаил Фокин. Поиски и тенденции". Встреча с автором проходила в интерьерах выставки "Театрально-декорационное искусство 1900-1930 годов" Радищевского музея. Книга, посвященная жизни и творчеству великого балетмейстра, подготовлена к столетию "Русских сезонов" в Париже. Исследование проведено по воспоминаниям современников и сведениям из личного архива.

В историю Михаил Фокин вошел реформатором балета. Он создал новый тип спектакля: одноактный балет, драматически насыщенный и бессюжетный.

Вместо традиционной балетной музыки хореограф использовал произведения композиторов XX века, не предназначенные для танца. Вместе с формами классического танца (па-де-де, гран-па), Фокин ввел импровизацию и этнографическую пластику, чтобы передать стиль эпохи или страны, где происходило действие балета. Преодолевая традиции, Фокин стремился уйти от балетного костюма, стереотипной жестикуляции и построения номеров. "Новому" балету Фокина присуще стилистическое единство хореографии, музыки и художественного оформления, что принципиально отличает его от "старого" балета Мариуса Петипа.

Сергей Дягилев был восхищен, когда увидел "Павильон Армиды". "Саша, вот что надо везти в Париж!" - писал в свои воспоминаниях художник Александр Бенуа. В 1909 году Дягилев пригласил Фокина стать хореографом "Русских сезонов" в Париже. Сотрудничество с Дягилевым продолжалось четыре года и принесло молодому балетмейстеру мировую известность. Петербургские спектакли, показанные в Париже, поразили публику красочностью оформления, накалом страстей и свободной импровизацией кордебалета в массовых сценах.

"Видение розы" с Вацлавом Нижинским совершило прорыв - до этого в балете невозможно было любоваться мужской красотой. Прежде танцоры никогда не солировали, а играли вспомогательные роли - выполняли поддержки балерин. Удивленная его прыжками, публика искала на сцене потайные трамплины. "С Нижинского начался жеманно-эротический стиль, все его движения были настолько чувственны, что Нижинский не выглядел как мужчина, он был похож на инопланетянина", - рассказывает Валерий Николаевич.

В Европе стал популярен восточный стиль: подражая русским балеринам, дамы стали носить тюрбаны, со множеством бус, считая, что так одеваются в России.

- "Шехерезада" была создана специально для Иды Рубинштейн, которая исполняла танец семи покрывал, - продолжает Валерий Назаров. - После снятия седьмого, на танцовщице оставалось только бусы... А чего стоили интимные переплетения тел Шехерезады с любимым рабом?! Это было невиданной вакханалией для тех времен: где еще, кроме балета, можно было увидеть такие "оргии"? Спектакли Фокина имели в Париже такой бешеный успех, что "в нагрузку" на "Шехерезаду" давали билеты на оперу "Псковитянка", где главную партию пел Шаляпин".

"С композитором Игорем Стравинским Фокина познакомил Дягилев. Фокин написал либретто к "Жар-Птице", а Бенуа - к "Петрушке". Он смело использовал характерные для искусства и литературы образы и идеи, отражавшие жизнь тогдашней "николаевской Pуси". Представьте, что сейчас поставили балет про Путина с Медведевым, где бы они танцевали со своими женами", - провел аналогию Нестеров.

Фокин поставил более 70 балетов в лучших театрах Европы и США - от Мариинского до "Балле тиэтр" в Нью-Йорке, многие из которых до сих пор входят в репертуар ведущих мировых театров.

Собравшимся были продемонстрированы видеофрагменты из "Шопенианы", "Видения розы", "Приглашения к танцу" и "Петрушки".

лента
новостей
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную