В "Пионере" поговорили о совмещении красоты и уродства в кинематографическом кадре

День еврейских знаний продолжается в центре "Пионер". Режиссер-документалист Григорий Гришин представил собравшимся выступление на тему "Между красотой и отвращением: три эпизода из истории кино".

"Каждая нация, каждая культура имеет свои способы распространения, сохранения и приумножения знаний. Вопросы эстетики в кино в чистом виде меня интересовали очень мало. От эстетики мы перейдем к этике, а из-за присутствия детей мы обойдем некоторые темы. Кинематограф с самого начала шел за литературой и фольклором. Конфликт прекрасного и отвратительного также перешел в кино. Самый известный пример "Красавица и чудовище", - начал выступление Гришин, приведя кинематографические примеры противопоставлений красоты и уродства.

Среди всех изображений ужасного Гришин выделил два жанра - фильмы ужасов и "кэмп". Первый из них - самый прибыльный вид кинематографа, потому что эти фильмы популярны среди подростков. "Они дают привычку к страху. Люди их смотрят, чтобы получать те эмоции, которых не хватает в жизни, но их требует нутро. Там есть и прекрасное, так как героями являются симпатичные подростки. Второй жанр, "кэмп", появился в 60-е годы в США и связан с гомосексуальной субкультурой, например фильм "Розовый фламинго". Все отвратительное, уродливое и безобразное, что можно себе представить, собрание штампов обывательской Америки и доведенная до безумной степени, высшая точка пошлости. Все собирается в один сюжет, чтобы продемонстрировать весь масштаб пошлости. Эти фильмы призывают к изменению современного мира, они нацелены на борьбу", - разъяснил выступающий.

Примером одновременного сочетания прекрасного и ужасного стал фильм "Сансет Бульвар", автором которого является Билли Уайлдер. Режиссера упрекнули в том, что он начал вскрывать "ужасные начала" индустрии. Еще одним примером стали фильмы Алексея Балабанова, среди которых картина "Про уродов и людей". Присутствующим показали кадры из кинолент.

"Фильм Балабанова снят в эстетике немого кино, пересказывать его смысла нет. Приезжий Иоган открывает бюро эротической фотографии. Виктор Сухоруков распространяет эти фотографии. Им противопоставлены две семьи. Этот фильм еще показывали в 1998 году здесь же, в кинотеатре "Пионер". Здесь все гибнут, все плохо, но при этом очень красиво. Балабанов во всех фильмах пытался вывести моральный корень. Нелинейное совмещение красивого и ужасного в одном кадре заставляет зрителя думать. Разнесение по полюсам добра и зла оставляет безучастным, а спорные ситуации заставляют сопереживать, вовлекаться. Поэтому в отличие от других искусств, кино соблазняет гораздо сильнее. Все в одном кадре", - завершил выступление Гришин.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции