В музее Борисова-Мусатова открылась выставка, посвященная 135-летию Петра Уткина

"Это был поэт… прогрессивный художник, всегда и всюду, у своего рабочего станка и в быту — без раздвоений, целостный талант и человек", – так писал о своем коллеге Петре Уткине один из основателей ленинградской школы живописи Александр Савинов.

Талант Уткина раскрылся в пейзажах, натюрмортах и книжной иллюстрации, но его имя не так известно современной публике, как имена его единомышленников - Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова и Петрова-Водкина. Дело в том, что во время блокады Ленинграда погибла большая часть его творческого наследия.

Для того чтобы наиболее полно осветить творчество Уткина и его влияние  на традиции "саратовской школы" живописи ХХ века,  в экспозицию были отобраны не только произведения самого мастера, но и работы его предшественников, современников и учеников.

На первый взгляд серо-сине-зеленая палитра многих его произведений может показаться унылой и монотонной. Однако ценители живописи отмечают виртуозное владение тончайшими оттенками одной гаммы, игру со светом и полутенями. На одной из работ, написанной исключительно в серых тонах, небо, Волга и лодки отчетливо различимы.

Пейзаж "Вид имения Новый Кучук-Кой" имеет интересную историю. Финансист и меценат Яков Жуковский задумал создать в своей крымской усадьбе единый архитектурный ансамбль виллы и парка. Для воплощения этой идеи в Новый Кучук-Кой были приглашены Павел Кузнецов, Петр Уткин и скульптор Александр Матвеев. Работы продолжались шесть лет. В рисунках и акварелях этого периода художник скрупулезно фиксирует сложение архитектурно-паркового комплекса.

Революция 1917 года и реорганизация всех сторон общественной жизни заставили Петра Саввича заняться координацией образовательного процесса, а затем и преподавательской деятельностью. В 1931 году Уткин переехал жить в Ленинград, где стал профессором живописного отделения института живописи, скульптуры и архитектуры.

Работы 1920-х годов свидетельствует о том, что, в отличие от Петрова-Водкина, революционные бури не пошатнули его принципов художественного видения. Так, в отразившем колорит эпохи произведении "Красноармейцы-лыжники", зимний пейзаж по-прежнему мелодичен и самобытен.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции