День в истории: в США устроили погоню за неуправляемым поездом, а в России попытались выразить недоверие Ельцину

В мире

15 мая 2001 года в США произошел инцидент с поездом CSX 8888, известный также как "Обезумевшие восьмёрки" (англ. "Crazy Eights"). В тот злополучный день принадлежащий компании CSX Transportation никем не управляемый поезд из 47 вагонов, ведомый тепловозом SD40-2 № 8888, проехал около 66 миль (106 км) через штат Огайо, разгоняясь порой до 47 миль/ч (76 км/ч), прежде чем был остановлен другим, догнавшим и сцепившимся с ним, локомотивом. В 2010 году инцидент был экранизирован в фильме "Неуправляемый".

Накануне происшествия на станции Стэнли, что располагается в Уолбридже, штат Огайо, заступила на работу бригада Y11615, состоящая из машиниста, кондуктора (помощника машиниста) и проводника. После получения плана работы бригада приступила к рядовому выполнению своих обязанностей, пока примерно в 11:30 им не поступил новый план работ: через северную горловину станции перетащить железнодорожный состав с пути K12 на путь D10. В это время небо было затянуто тучами и шёл небольшой дождь, температура воздуха составляла 55 градусов по Фаренгейту (14-15 °C). Незадолго до 12:30 бригада подъехала к северной оконечности пути K12. Перегоняемый состав состоял из 47 вагонов, из которых 22 были гружёнными, а 25 - порожними. Тепловоз SD40-2 № 8888 располагался коротким капотом на север, а машинист находился за постом управления с восточной стороны.

Локомотив сцепился с вагонами, однако рукава тормозной магистрали при этом соединены не были. Последнее хоть и являлось нарушением, однако было весьма распространено при маневровой работе. Кондуктор направился к западной части станции, чтобы перевести необходимые стрелки к пути D10, тогда как проводник находился на путях у состава и по рации давал указания машинисту. Состав массой брутто 2 898 тонн (включая локомотив) направился в северном направлении по пути K12.

Когда через стрелку оставалось провести восемь вагонов, проводник по рации сообщил машинисту о подготовке к остановке поезда, однако ответа от машиниста не прозвучало. Проводник повторил предупреждение, когда за стрелкой осталось четыре вагона. После того, как состав полностью проехал стрелку, проводник дал машинисту указание остановиться. Однако машинист ничего не ответил по рации, а поезд не остановился. Позже на допросе машинист сказал, что при выезде с пути K12 он обнаружил, что впереди расположенная стрелка PB9 повернута не в ту сторону. Ни кондуктора, ни проводника в это время поблизости не было, поэтому машинист решил перевести стрелку самостоятельно. Скорость движения в этот момент составляла уже 11 миль/ч (17-18 км/ч), и машинист оценил, что на мокрых рельсах полностью остановить состав до стрелки он не сможет, только лишь сбросить скорость. Дело в том, что основной пневматический тормоз при разъединённых шлангах магистрали попросту бесполезен, а прямодействующий (локомотивный) тормозит лишь локомотив, да и то пониженным давлением - 20 фунтов на квадратный дюйм (~1,4 кг/см²), что при мокрых рельсах и значительном числе вагонов (47) не дало необходимого тормозного ускорения. В результате машинист решил просто снизить скорость, после чего добежать до стрелки, перевести её и вернуться обратно на локомотив. Для снижения скорости он, помимо пневматического локомотивного, применил и реостатный тормоз, для чего переставил тормозной переключатель в соответствующую позицию и почти сразу перевёл рукоятку главного контроллера в 8-е (максимальное) положение для получения максимального тормозного ускорения. Машинист ошибочно предположил, что реостатный тормоз задействован, однако на самом деле силовая электрическая схема не успела перевестись в тормозной режим и при переводе рукоятки главного контроллера ещё находилась в режиме тяги. Фактически локомотив вместо торможения начал разгоняться, тормозные колодки же из-за малого давления в тормозных цилиндрах оказались попросту бессильны перед мощными тяговыми электродвигателями.

Машинист спрыгнул со следующего со скоростью 8 миль/ч (13 км/ч) поезда и побежал к стрелке, чтобы перевести её. Однако, пробежав некоторое расстояние, он неожиданно для себя увидел, как поезд его обгоняет. Скорость поезда составляла 12 миль/ч (19 км/ч), когда машинист попытался вновь взобраться на него. Однако мокрые от дождя поручни не позволили машинисту как следует ухватиться, что вместе с мокрыми и скользкими ступенями практически лишало его возможности взобраться на быстро движущийся локомотив. Машиниста протащило по путям около 80 футов (24 метра) после чего тот отпустил поручни и упал на землю.

Из-за невозможности повторно догнать убегающий поезд, машинист побежал уведомлять о произошедшем других, но не членов своей бригады, а станционных рабочих, что располагались в северной горловине станции. Станционные работники, узнав обо всём, сразу же предупредили дежурного по станции о неуправляемом поезде, а тот передал предупреждения начальнику станции Стэнли и поездному диспетчеру. Также был предупреждён и диспетчер в Индианаполисе, ответственный за Отделение Толедо. В 12:35 неуправляемый поезд уже следовал на юг по Отделению Толедо по линии, которая была оборудована системой управления дорожным движением (TCS).

Кондуктор видел покидающий станцию поезд, но не заметил лежащего на путях машиниста. Решив, что машинисту стало плохо с сердцем и он всё ещё находится в кабине, кондуктор вместе с одним из станционных рабочих, используя личный автомобиль, поехали к находящемуся в четырех милях (6,5 километра) от станции железнодорожному переезду. Однако запрыгнуть на переезде в поезд они не смогли, так как к тому моменту тот уже разогнался до 18 миль/ч (29 км/ч). Примерно в 12:38 дня местные власти и полиция штата Огайо уже были осведомлены о том, что по путям едет поезд-беглец.

Среди 22 гружённых вагонов поезда (остальные 25 были пусты) было 2 цистерны с жидким фенолом, ядовитым компонентом красок и лаков, который при контакте с кожей или при вдыхании паров может вызвать серьёзные заболевания. Крушение неуправляемого поезда могло привести к разливу более десятка тысяч литров этого токсичного химиката, то есть к экологической катастрофе. Поэтому сразу стали проводить попытки остановить опасный состав. Среди них была и попытка применить переносные сбрасыватели, которые нередко применялись на многих американских железных дорогах. Однако в данном случае высокая инерция поезда привела к тому, что сбрасыватели были попросту выбиты, даже не уменьшив скорость поезда. В одном из городков полиция попыталась на ходу открыть топливный выпускной клапан, чтобы лишить локомотив топлива, однако из-за большой скорости поезда у них ничего не вышло. Были предприняты также несколько неудачных попыток заскочить в поезд на ходу.

В это время по одному пути с неуправляемым поездом навстречу ему (то есть на север) из Кентона ехал поезд Q63615, который вели опытный машинист Джесси Ноултон и кондуктор Терри Форсон, чей опыт работы в этой должности был менее одного года, на тепловозе SD40-2 (той же модели, что у неуправляемого поезда). На разъезде близ Дюнкерка диспетчер отправил этот поезд на боковой путь и приказал локомотивной бригаде отцепить локомотив от вагонов и ждать, когда мимо них проследует неуправляемый поезд. CSX 8888 прошел разъезд примерно в 14:05, после чего локомотив поезда Q63615 был переведён на главный путь и отправлен вдогонку за беглецом.

В Кентоне бригаде поезда Q63615 удалось настичь сбежавший поезд и на скорости 51 миль/ч (около 82 км/ч) сцепиться с его последним вагоном. После этого машинист Джесси Ноултон начал осторожно, дабы не повредить состав, применять реостатное торможение. Когда поезд следовал по магистрали № 31 к югу от Кентона, его скорость уже удалось снизить до 11 миль/ч (18 км/ч). В этот момент на одном из пересечений в локомотив неуправляемого поезда заскочил Джек Хосвельд - опытный машинист компании CSX Transportation, который и отключил тягу тепловоза. В 14:30 неуправляемый поезд компании CSX Transportation, ведомый тепловозом SD40-2 № 8888, наконец прекратил своё неуправляемое путешествие. Чуть менее чем за 2 часа он покрыл расстояние в 66 миль (106 км), а на некоторых участках его скорость достигала 47 миль/ч (76 км/ч).

Предварительное расследование подтвердило, что силовая схема локомотива поезда находилась в режиме тяги, а не торможения. Из-за применения независимых тормозов тормозные колодки локомотива оказались полностью сточены. Стоит также отметить, что железнодорожным управлением уже был подготовлен специальный локомотив для торможения неуправляемого поезда с головы, однако такой опасный вариант реализовывать не понадобилось.

В России

15 мая 1999 года впервые в истории России, не только постсоветской, но и дооктябрьской, Государственной Думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента. Согласно Конституции РФ, утвержденной в декабре 1993 года, для этого депутатам необходимо было набрать не менее двух третей голосов.

Процедура импичмента была инициирована примерно год назад на основании пяти предъявляемых президенту Ельцину обвинений: развал Советского Союза; трагические события осени 1993 года; развязывание войны в Чечне; развал армии и геноцид русского народа. Думой была образована специальная комиссия под руководством депутата-коммуниста, которая занималась рассмотрением всех этих вопросов.

Несмотря на то, что, согласно действующей конституции, успешно завершить легальную процедуру отрешения президента от власти практически невозможно, к началу весны этого года стало создаваться впечатление, что импичмент может быть по крайней мере успешно начат. Особенно этому способствовали события на Балканах, которые вызвали резкий сдвиг всей официальной российской политики вправо и поставили под сомнение итоги всей прежней ориентации Б. Ельцина на возможно тесное сотрудничество России со странами капиталистического Запада.

Правительство Евгения Примакова, образованное осенью прошлого года вслед за августовским обвалом финансового рынка России и опиравшееся на парламентское большинство в Думе, не предпринимало никаких видимых усилий к тому, чтобы заблокировать усилия думцев сместить президента со своего поста.

Чувствуя себя находящимся в патовой ситуации, президент Ельцин решился на рискованные меры и накануне голосования в Думе по импичменту отправил премьер-министра Примакова в отставку, внеся при этом на рассмотрение Думы кандидатуру нового премьера Сергея Степашина. Судьба правительства оказалась таким образом тесно связанной с исходом голосования по импичменту.

За несколько дней до голосования политическая атмосфера оказалась взвинчена до самой высокой точки. В лагере президента стали открыто поговаривать о возможном роспуске Думы. Со своей стороны политики из лагеря националистической оппозиции угрожали президенту ответными мерами в том случае, если он решится на применение насилия.

По итогам голосования 15 мая ни по одному пункту не было набрано достаточного количества голосов для начала процедуры отрешения президента от власти. Даже пункт, касающийся войны в Чечне, который считался наиболее уязвимым для президента, не набрал нужной две трети голосов.

К началу голосования в зале находилось 440 депутатов, однако бюллетени получили только 348 человек. Итоги получились следующими. Поддержали обвинения против президента: в развале СССР - 239 депутатов; в расстреле парламента в октябре 1993 года - 263 человека; в развязывании чеченской войны - 283 депутата; в развале армии - 240 депутатов и по обвинению в геноциде русского народа - 238 законодателей.

В Саратове

15 мая 1982 года в Саратове впервые с взлетной полосы аэродрома поднялся пассажирский реактивный лайнер Як-42. Саратов стал пятым городом после Москвы, Ленинграда, Краснодара и Донецка, в аэропорту которого эксплуатируется этот лайнер.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции