Эхо "Голоса Завода"
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Кирилл Кашкин
Достучался до небес
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
17.06.2010 | 14:17
Эхо "Голоса Завода"
Просмотров: 215
Версия для печати

В киностудии "Светозар" прошел фестиваль современного искусства "Голос Завода".

Это третье арт-мероприятие, которое стало ежегодным: предыдущие "Заводы" проходили на территории заброшенного "Стекломонтажа" и были очень популярны - на каждый их них пришло более двух тысяч посетителей. Нынешний "завод" носил клубный формат и не предусматривал наплыва гигантского количества зрителей; на нем, в отличие от предыдущих, не было случайных людей с улицы, способных испортить веселое настроение и художественную атмосферу.

Около тридцати художников и творческих групп представили работы и проекты в различных жанрах современного искусства. Произведения искусства размещались на привычных "носителях" (бумага, холст, картон, фотография), а также существовали в виде инсталляций, видеоарта, перформанса, звукового сопровождения и т. д. Главное требование: оригинальность, креативность идеи.

На площадке перед входом в здание мастерство в исполнении прыжка-шпагата демонстрировали джамперы из команды "Земля-Воздух". Среди одетых в черное прыгунов выделялась пара Фредди Крюгер - девочка в белом платье. Фотографы то и дело просили Фредди приставить пальцы-ножи к горлу жертве, а девочке при этом перестать смеяться.

Собравшихся развлекали черно-белые мимы из команды Василия Уриевского. Маленькие дети сначала боялись этих немых клоунов, но постепенно втягивались в игру и переставали убегать к мамам. Заводские стены по традиции "малярила" граффити-команда Олега Зябкина.

Первые голоса, раздавшиеся со сцены, оказались поэтическими. Саратовские поэты читали стихи целый час, после чего уступили место воспитанницам центра детско-юношеского творчества, исполнившим эффектную танцевальную композицию с переплетением веревок, известную среди хореографов как "Танец маленьких паучков".

У входа соорудили конструкцию из металлопластика и полиэтилена, по форме имитировавшая ракушку Nautilus pompilius, которая в индуистских мифах является символом многих аспектов творения. "Чтобы услышать голос моря, мы прижимаем раковину к уху, а чтобы услышать голос завода, надо вставить голову в раковину, - пояснил концепцию своего произведения Николай Аржанов. - Индустриальная эпоха закончилась в ХХ веке. Похожая на граммофонную трубу раковина, вырванная из времени и помещенная в жесткую геометрическую форму, говорит языком прошлого. Сейчас началась постиндустриальная эпоха, поэтому язык ХХI века расположен на втором этаже". Внутриутробный голос «завода» оказался индастриалом, перемежающимся с речью Брежнева, произнесенной на заводе "ЗИЛ" после XXVI съезда КПСС.

К веку минувшему примкнул "Арт-Базар", разместившийся во дворе и в вестибюле, на котором можно было приобрести декоративно-прикладные изделия из керамики, стекла и хэнд-мэйд украшения.

Неподалеку работал "Гардероб" Алексея Трубецова. "Гардероб по-французски обозначает охрану платья. Известно, что театр начинается с вешалки, но и все остальное тоже с нее начинается. Мы упакованы во множество самых разных одежд. Может быть, пресловутый "dress-code" - это не столько то, что следует иметь на себе, сколько то, что следует оставить в гардеробе?" - так прокомментировал художник экспозицию нарисованных одежд, которые необходимо скинуть, чтобы не мешали наслаждаться современным искусством.

Центральной экспозицией второго этажа был "Техно-арт", изготовленный Павлом и Ильей Жуковыми. Объект представлял собой висящий на тросе белый куб, на который проецировались видеоизображения. Позади лежала красиво подсвеченная турбина, а завершал композицию белый задник, с изображениями разноцветных механизмов и деталей узлов. Куб можно было вращать и раскачивать, что с удовольствием и делали посетители. Рядом отец и сын Жуковы сварили из труб индустриального Буратино, проткнувшего любопытным носом сетчатую поверхность (инсталляция "Вандал").

Бутафорский взгляд на категорию времени через старые вещи предложил Геннадий Андрианов. Для этого нужно бросить в пенопластовую чашу останки часового и других механизмов и покрутить ручку регулятора, чтобы они превратились в нечто новое.

"Масса информации может храниться в разных форматах. У старого времени нет шансов быть полезным, кроме как попасть в хранилище или в музей. Бутафория дает возможность ощущать связь произошедшего с настоящим, а творческая деятельность осуществляет смыкание пространства и времени. Мы, как черепаха, спрятавшаяся в ящике - не догоняем, не отстаем, а идем своим путем и тем самым выпадаем из времени. Время - субстанция мыслящая, нужно уметь расставаться с привычными ценностями. Ведь пока не выгрузил старые мысли, в новое не войдешь", - считает художник. А рядом уже выгружен пример "хорошо забытого старого" - фигурные гипсовые обои, которыми раньше обивали стены особняков и дворцов, да и теперь стали делать то же самое.

На картинах Игоря Бахарева - нереальные пейзажи в коричнево-желтой гамме. Художник сначала ставит кляксы, а потом превращает их в фантастический ландшафт. Игорь уверен, что это - реальность будущего и, если присмотреться, можно увидеть знакомые природные формы.

Оригинальный "Дождь по крыше" представил Максим Бикунов. На одной чаше весов среди гаек и болтов находилась банка пива, а на другой, в том же окружении, 100 рублевая купюра. Если потянуть за одну из чаш, то по коромыслу начинало что-то пересыпаться. Такой вот "дождь" по замыслу художника и является "показателем алчности": кто-то выбирает деньги, а кто-то - пиво.

Феминистический альянс "Волга гёрлз" инсталляций "Я красивая?" дал прямой ответ на риторический вопрос: "Из чего же сделаны наши девчонки?" Никаких больше "цветочков, звоночков, загадок и мармеладок". Все предельно ясно: образ современной женщины состоит из зубной пасты, геля для душа, пенки для умывания, крема для лица, тела, и ног, здесь также тени, тушь, помада, пудра, дезодорант, туалетная вода и т. п. Как в старину жених не мог увидеть невесту до свадьбы без одежды, так теперь жених до свадьбы не мог видеть невесту без макияжа. Всеми этими тюбикам, флаконами с косметической химией набит прозрачный манекен женской фигуры. Так "Волга гёрлз" предлагают женщинам вспомнить о прелести естественной красоты и отбросить дикую пляску искусственных ароматов и красок.

Агентство коммуникаций FACE Сlub выбирало "Лицо завода", для этого нужно было сфотографироваться в профиль. Затем обработанные затемненные изображения распечатывались и вывешивались на стену для голосования. В результате "лицом" стал профиль мужчины с бородой.

Интересным показался "Голос тела" Сергея Дворникова. Это излюбленная художником гимнотипия - отпечаток раскрашенного женского тела. В этот раз части женского тела оставили розовые следы на особом стуле.

Другие художники тоже подавали "голоса". На стенах нашли свое место и живописный "Голос прошлого", и чеканно-кованый "Голос ветра". Лидирующим видом настенного искусства была художественная фотография.

Многие художники не стали на весь вечер занимать стены и обратились к видеоарту. Так, перформансист Михаил Лежень в проекте "Дождевик" с помощью помпы накачивал свой костюм водой, а потом красиво испускал ее из разных искусственных отверстий и приспособлений.

Оригинальным оказался проект "Сиренады" медиахудожника Евгения Стрелкова из Нижнего Новгорода, озвучившего черно-белые фотографии. Лица шансонеток - "русских сирен", выступавших в начале XX века на Нижегородской ярмарке, были разложены в спектр оттенков серого. Специальная программа с помощью вращающейся спирали преобразует эти изображения в звуки.

Музыкальную часть фестиваля представил "Институт хорошего настроения" Дмитрия Черныха. Программа включала танцевально-барабанное шоу под гитару и синтезатор, чечетку на ходулях и видеоскетчи. В заключении вечера Василий Уриевский со своей группой "Comic-Djazz" исполнил шлягеры, в которых частично пострадали знакомые тексты и полностью - аранжировка.

Специально для тех, кто впервые или недавно столкнулся с современным искусством и до конца не понял, что же он увидел - печатная версия журнала "Завод" с иллюстрированным описанием прошедших акций.

"Если бы мы пытались организовать фестиваль на прежнем неприспособленном месте, то утонули бы в ворохе бумажных согласований. Нам удалось получить поддержку министерства культуры, что сняло ряд проблем, и отработать механизм проведения массовых мероприятий по всем установленным правилам. Я доволен результатом и готов продолжать", - заверил организатор фестиваля Игорь Гришин.

ФОТО:
лента
новостей
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (1)
17 июня 2010, 16:28

провинциальная хрень и жалкие потуги ворваться в современное искусство

ответить
на главную