День в истории: в мире извержение вулкана Кракатау уничтожило остров, а в Саратове протестовали против казни Сакко и Ванцетти
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Кирилл Кашкин
Достучался до небес
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
28.08.2014 | 08:30
День в истории: в мире извержение вулкана Кракатау уничтожило остров, а в Саратове протестовали против казни Сакко и Ванцетти
Просмотров: 250
Версия для печати

В мире

28 августа 1883 года в Индонезии из-за извержения огромного вулкана Кракатау под воду ушел целый остров, на котором он был расположен. Извержение вулкана произошло днем ранее и было названо величайшей в мире катастрофой. Оно уничтожило 300 деревень и унесло жизни 36 тыс. людей; рев вулкана слышался на расстоянии 4 800 км; взрывная волна облетела вокруг земного шара семь раз, и еще долго на поверхности океана плавали тела погибших и обломки построек.

Кракатау, казавшийся вполне обычным вулканическим островом, лежал в Зондском проливе между Явой и Суматрой в голландской Вест-Индии (теперешней Индонезии). Мало кого из островных жителей волновала заслонявшая полнеба гора высотой 820 м: признаков вулканической активности не наблюдалось, и некоторые даже считали вулкан потухшим. Но 20 мая 1883 года кратер горы вдруг ожил, выбросив высоко в небо горячий пепел. Вскоре все стихло. Поскольку последовавшие в начале лета толчки были тоже слабыми, местные жители и тут не забеспокоились. Но к августу из недр земли стал доноситься мощный гул.

В час дня 26 августа остров содрогнулся от оглушительного грохота. Часом позже над ним повисло огромное облако черного пепла протяженностью 27 км. Люди бросились к морю, но не все. Один англичанин, успевший таким образом спастись, позже писал: "Несчастные аборигены сочли, что настал конец света, они сбились в кучу, словно отара овец. Их вопли делали атмосферу происходящего еще более гнетущей".

На следующее утро сильнейший подземный толчок расколол остров надвое. Двух третей Кракатау просто не стало. Более 19 кубометров скальных пород превратилось в пыль и взметнулось в небо на высоту 55 км. Вскоре после этого полоса шириной 280 км погрузилась в абсолютный мрак. Грохот извержения на какое-то время оглушил жителей северной части Явы, отстоящей на 160 км от места катастрофы, а обитатели острова Родригес в Индийском океане, в 4800 км к западу, решили, что там, за горизонтом, идет грандиозное морское сражение.

От острова остался гигантский кратер диаметром 6 км, уходящий в глубь моря на 275 м. Заполнение кратера морской водой вызвало мощную приливную волну высотой 40 м, устремившуюся прочь от острова со скоростью 1100 км/ч - практически со скоростью звука. Огромная стена воды разрушила соседние острова и ощущалась даже на Гавайях и на юге Калифорнии. К 28 августа все стихло, хотя слабые толчки повторялись вплоть до февраля 1884 года.

Последствия извержения были трагическими. В морях, омывающих Яву и Суматру, массы пемзы, выброшенной вулканом, на несколько дней парализовали судоходство. Месяцы спустя куски пемзы плавали по всему Индийскому океану. Вулканическая пыль висела в небе больше года, вызывая по всему миру эффект гало - светлых кругов вокруг солнечного диска - и необычайно живописные картины закатов. По этой же причине цвет солнца и луны временами менялся на голубой или зеленый. Очевидно, из-за вулканической пыли дневные температуры упали ниже обычного уровня.

В местах столкновения тектонических плит вулканическая активность всегда интенсивна. По меньшей мере 100 вулканов, включая Кракатау, расположены на линии соединения Индо-Австралийской и Евразийской тектонических плит. В декабре 1927 года подземные толчки вытолкнули в море новые массы пород и 25 лет спустя привели к образованию острова Анак-Кракатау. Как считают специалисты, когда-нибудь его постигнет участь его предшественника.

В России

28 августа 1851 года состоялось открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. Новая железная дорога носила название "Николаевская" до 1855 года, с 1923 года переименована в Октябрьскую. Построенная в середине XIX века, она обеспечивала железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой. Движение было открыто 28 августа в 1851 году. Позже к Николаевской железной дороге были присоединены другие линии. Дорога проходила по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний.

С 14 по 16 августа 1851 года из Петербурга в Москву по железной дороге на 9 поездах были перевезены два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков и дивизион гвардейской артиллерии. В 4 утра 18 августа в Москву отправился царский поезд, состоявший из 9 вагонов. Путешествие вместе с остановками заняло 19 часов. Официальное открытие магистрали Петербург-Москва 1 ноября 1851 года ознаменовалось пуском первого "всенародного поезда". В 11 часов 15 минут утра поезд из 6 вагонов двинулся в путь. В поезде было 17 пассажиров первого класса, 63 - второго и 112 - третьего класса. Поезд прибыл в Москву в 9 часов утра следующего дня, пробыв в пути 21 час 45 минут.

Первое время плата за проезд пассажиров от Петербурга до Москвы составляла: в первом классе 19 рублей, во втором - 13 и в третьем - 7 рублей. За меньшую плату людей возили в товарных поездах, а летом - на открытых платформах. Для сравнения: в 1820-х годах стоимость одного билета на дилижанс из Петербурга в Москву составляла 95 рублей, а путь занимал 4-5 суток. За такое же расстояние, пройденное пассажиром на пароходе по маршруту Одесса - Керчь, в 1849 году пришлось бы заплатить 16, 9 или 4 рубля за билет 1, 2 или 3 класса соответственно.

Практически всю работу по эксплуатации железной дороги выполняли воинские подразделения. В 1851 году было сформировано 14 отдельных военно-рабочих рот, 2 кондукторские и одна телеграфная роты. Военно-рабочие роты, общей численностью 3500 человек, занимались охраной мостов и переездов, а также организацией работы станций. В кондукторских ротах состояли машинисты, их помощники, кочегары и кондукторы, всего 550 человек. Телеграф обеспечивала рота из 290 военнослужащих. С переходом линии к частным владельцам воинские формирования были упразднены.

В Саратове

28 августа 1927 года на площади Революции состоялся митинг протеста против жестокой расправы с активистами рабочего движения в США Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти - выходцами из Италии, проживавшими в США. Оба они были участниками движения за права рабочих и стали широко известны после того, как в 1920 году им было предъявлено обвинение в убийстве кассира и двух охранников обувной фабрики в американском городе Саут-Брейнтри.

На судебных процессах, проходивших в городе Плимут, 14 июля 1921 года суд присяжных, проигнорировав слабую доказательную базу обвинения и ряд свидетельских показаний, говоривших в пользу обвиняемых, вынес вердикт о виновности Сакко и Ванцетти и приговорил их к смертной казни. Все ходатайства были отклонены судебными органами штата Массачусетс. 23 августа 1927 года Сакко и Ванцетти были казнены на электрическом стуле.

Процесс и последовавшие за ним попытки добиться пересмотра дела вызвали широкий резонанс в мире. Многие люди были уверены в невиновности казнённых, и этот процесс стал для них символом беззакония и политических репрессий.

лента
новостей
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную