День в истории: правитель франков объединил Европу, а в России был собран первый массовый автомобиль
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Дмитрий Воронков
Под крылом самолета пока не поет
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
04.12.2014 | 08:30
День в истории: правитель франков объединил Европу, а в России был собран первый массовый автомобиль
Просмотров: 206
Версия для печати
На фото: Москвич-400

В мире

4 декабря 771 года большая часть Европы, принадлежащая династии Каролингов, оказалась наконец-то объединена. Полновластным правителем территории, на которой сейчас расположена Франция, Голландия и большая часть Германии, стал Карл, который останется в истории как Великий.

В 768 году умер старый король Пипин. Он правил как "выборный король". По тевтонским законам, самые авторитетные члены общества могли избрать себе лидера из правящей династии в том случае, если прежний правитель не был способен возглавить войско. Подобное правило выборности королей Священной Римской империи продлилось вплоть до начала XIX века. В реальности выборы были крайне редкими, а королевство передавалось по наследству.

Пипин отдал в дар Папе Римскому земли вокруг Рима и Равеннский экзархат, положив начало Папскому государству, от которого сейчас остался лишь Ватикан. За это Папа объявил Пипина "Защитником Католической церкви" и помазал его на царствование Франкским государством.

После смерти Пипина каждый из двух его сыновей - Карл и Карломан, получил по своей половине. Карл получил северные земли с центром в Нуайоне. Отношения между братьями не складывались. Когда в 769 году один из подчиненных правителей поднял мятеж, Карл был вынужден подавлять его в одиночку, настолько натянутыми были отношения с Карломаном. Через год вполне явной стала опасность союза Карломана с королем лангобардов против брата. Однако в 1771 году Карломан своевременно умирает, а Карл захватывает все наследство. Большая часть Европы оказывается в одних руках.

Впоследствии Карл завоевал оставшиеся территории будущей Германии, покорив саксов, северную Италию вплоть до Рима, покорив лангобардов и заручившись поддержкой Папы Адриана I. Карл захватил Аквитанию на юге Франции, сделав ее плацдармом для борьбы против мусульман Испании. В 801 году король Аквитании, подчиняющийся Карлу, захватил Барселону. Так было заложено основание борьбы за освобождение Испании от мусульманского владычества и одновременно - споры с пиренейскими басками, которые не решены до сих пор. Успел Карл повоевать и против славян. В 789 году он наголову разбил племя лютичей, проживающее на берегу Балтийского моря.

В 800 коду Папа Лев III будто бы внезапно короновал Карла императором. Византийская империя отказалась признавать этот акт, за что Карл отнял у нее Венецию. Признанию его императорского достоинства это не помогло, но Карл переносил ненависть византийцев вполне спокойно.

Император Карл впоследствии превратился в легендарную личность. В 1165 году Фридрих Барбаросса настоял на его канонизации, хотя католическая церковь впоследствии этого не признавала. Само слово "король" произошло от имени Карла Великого.

В России

4 декабря 1946 года на Московском заводе малолитражных автомобилей - будущем АЗЛК - был собран первый легковой автомобиль "Москвич-400". Этот полный аналог немецкого Opel Kadett K-38 был построен по технической документации, которую Советский Союз получил от Германии в виде репараций после войны. Всего за время выпуска было создано более 216 тысяч седанов и почти 18 кабриолетов автомобиля. Стоил "Москвич" 8 тысяч рублей.

В Советском Союзе автомобили стали выпускать еще 30-е годы, однако до послевоенных лет создавались крупные машины с мощными двигателями большого объема. Эти автомобили использовались в основном в хозяйстве, в виде общественного транспорта и такси. На Западе к этому времени автомобиль уже массово выпускался для граждан. Перед войной в СССР была разработана малолитражка КИМ-10 на базе британской модели Ford Prefect, но до 1941 года было выпущено всего 450 машин.

После войны в Советский Союз в виде трофеев попало примерно 50 тысяч западных легковых автомобилей. В первую очередь из-за границы поступили BMW 321 и 340. Очень быстро этот трофейный парк автомобилей пришел в негодность, оставшись без запчастей и поездив по советским дорогам. В итоге в 1946 году было налажено производство копии Opel Kadett K-38, получившей название "Москвич-400".

Оборудование и техническая документация бранденбургского завода Opel были почти полностью вывезены в Москву сразу после войны. Именно это стало решающим фактором при выборе модели, ставшей прототипом для "Москвича". Кроме Opel, рассматривались варианты создания автомобиля на базе DKW F8, который получил в народе шутливую расшифровку "дерево-клей-вода" из-за деревянно-фанерного кузова. Впоследствии DKW F8 выпускался в Восточной Германии, что привело к появлению знаменитого "Трабанта". "Москвич-400" стал первым массовым автомобилем Советского Союза, одновременно и недорогим, сравнительно комфортным средством передвижения, и символом достатка и процветания.

В Саратове

4 декабря 1985 года в залах Академии художеств СССР открылась выставка "100 лет Саратовскому государственному художественному музею имени Радищева", на которой было представлено порядка 300 работ из фондов музея.

Музей был открыт в 1885 году на основе коллекции внука писателя и публициста Радищева - Алексея Боголюбова. Проживающий в Париже профессор живописи предложил Саратову свою коллекцию произведений искусств с одним условием: чтобы под нее было выстроено "приличное" здание. Денег в городской казне по обыкновению не было, и закладка здания на Театральной площади последовала лишь в мае 1883 года, через 6 лет после предложения щедрого профессора. Через два года музей был открыт.

лента
новостей
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную