День в истории: день деда Мороза и Снегурки, "Огни большого города" и Леонид Гайдай в роли медведя
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Кирилл Кашкин
Достучался до небес
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
30.01.2015 | 08:30
День в истории: день деда Мороза и Снегурки, "Огни большого города" и Леонид Гайдай в роли медведя
Просмотров: 237
Версия для печати
На фото: кадр из фильма "Огни большого города"

Праздник

Через месяц после наступления нового года отмечается день Деда Мороза и Снегурки. Первоначально этот праздник не имел ничего общего с добрым дедушкой с мешком подарков и его внучкой, которая помогает развлекать детвору. Это языческий праздник, в который славяне чествовали ипостась Велеса – Мороза, противника Перуна. Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея, правителей подземного царства, а Снегурка – дочь Мороза и Царицы. Живут они в ледяном тереме в стране мертвых, куда можно попасть через волшебный колодец. Раньше в этот день Морозу и его дочери подносили дары, чтобы задобрить их, ведь именно они являлись покровителями всех дел, что делались зимой за стенами дома.

Одна из самых распространенных легенд о Снегурке увековечена Александром Островским в одноименной пьесе. В древнем сказании Снегурку зачаровала богиня любви Лель, и она полюбила простого человека. С приходом весны Снегурка не отправилась назад, в царство своего отца, а осталась с людьми и погибла с первыми лучами весеннего солнца.

Позже, под влиянием европейской традиции, Дед Мороз превратился в доброго волшебника, а Снегурка стала его спутницей. Российская традиция – единственная, где у зимнего деда в роли помощницы выступает юная девушка. Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки как молодой девушки произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов. С тех пор Снегурочка на новогодних праздниках выполняет роль посредницы между своим дедушкой и детьми. В 1999 году Дед Мороз и его внучка "прописались" в Великом Устюге, который теперь считается официальным домом Деда Мороза. Резиденция Снегурочки находится в Костроме, а ее день рождения отмечается 4 апреля.

Фильм

В Нью-Йорке 30 января 1931 года состоялась премьера фильма Чарли Чаплина "Огни большого города". Среди зрителей на премьере присутствовала чета Эйнштейн, и, возможно, именно поэтому вскоре получила хождение шутка о том, что Чаплин знаменит потому, что его фильмы понятны абсолютно всем, а Эйнштейн своей славой обязан тому, что его теорию относительности не понимает никто.

Чаплин недолюбливал звуковое кино, славу ему принесло кино немое, и он оставался ему верен так долго, как только мог: первые звуковые фильмы были сняты в 1927 году, а Чаплин все выжидал, и в "Огнях", несмотря на наличие в кадре музыки и звуковых эффектов, герои не произносят ни слова. Съемки начались 31 декабря 1927 года и длились три года: одну сцену первой встречи бродяги и слепой девушки-цветочницы снимали на протяжении пяти дней.

"Огни большого города" стали восьмым полнометражным фильмом в карьере Чарли Чаплина. Чаплин рассказывал, что сюжет ему подсказала услышанная история о потерявшем зрение после несчастного случая цирковом клоуне. Чтобы не расстраивать свою маленькую болезненную дочь, он притворялся зрячим, хотя натыкался на мебель и ронял вещи. Девочка, не понимая, в чем дело, смеялась над неуклюжестью отца. "Однако все это было слишком уж сентиментально, и в "Огнях большого города" слепота клоуна перешла к девушке-цветочнице", - писал об этом Чаплин.

Этот фильм стал первым из тех, к которым Чаплин писал музыку самостоятельно. В течение шести недель он закончил музыкальное сопровождение в соавторстве с Артуром Джонстоном. В качестве лейтмотива – темы девушки-цветочницы – он взял песню La Violetera композитора Хосе Падиллья и позже проиграл иск в суде за то, что не указал фамилию Падилльи в титрах.
Фильм имел грандиозный успех, на премьере зрители аплодировали стоя. В 1949 году критик Джеймс Эджи в журнале Life писал, что финальная сцена – "величайшая актерская игра, когда-либо запечатленная на пленке".

В 1952 в опросе журнала Sight and Sound "Огни большого города" были включены в список "Величайшие фильмы всех времен" под номером два, уступив ленте Витторио ДеСика "Похитители велосипедов". Американский институт киноискусства в 2007 году поставил его на 11-е место в сотне величайших американских фильмов, в 2008 году – признал лучшей американской комедией, Бродяга стал 38-ым в перечне 50 лучших киногероев, а затем "Огни большого города" были поставлены на 33-ю строку в списке самых вдохновляющих фильмов.

Режиссер

В 1923 году в этот день произошло еще одно важное событие в истории комедийного кинематографа – в городе Свободный Амурской области родился Леонид Гайдай. Дебютной его кинолентой, впрочем, стала не комедия, а фильм "Долгий путь" по мотивам сибирских рассказов Виктора Короленко. А вот следующий фильм 1958 года был кинокомедией "Жених с того света". Изначально фильм был полнометражным, но единственный из фильмов Гайдая он подвергся существенной цензуре и в итоге превратился в короткометражный после того, как из него были изъяты моменты, наиболее остро высмеивающие советскую бюрократию.

После этого последовал фильм "Трижды воскресший", который сам Гайдай считал проходным, а в 1961 году на экраны вышли "Пес Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики", принесшие известность как самому режиссеру, так и троице персонажей Трусу, Балбесу и Бывалому. Впоследствии полюбивший их Гайдай задействовал Труса, Балбеса и Бывалого еще в двух фильмах – "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" и "Кавказская пленница".

В нескольких своих фильмах Гайдай появлялся в эпизодических ролях: в "Бриллиантовой руке" он появился в образе пьяницы в подворотне, которого позже увозят в милицию. Рука, которая является Козодоеву во сне, тоже принадлежит режиссеру, и его же можно заметить в массовке, когда у Семен Семеныча берут интервью. Алкоголика Гайдай сыграл и в "Операции "Ы", также он появился в новелле "Наваждение": в первых кадрах он выходит из института. В "12 стульях" он выступил в роли архивариуса Коробейникова, а в своем последнем фильме – "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" его можно увидеть в образе сумасшедшего игрока казино. А вот в "Пес Барбос и необычный кросс" Гайдаю пришлось самому сыграть медведя. По сценарию, когда Трус вбегает в шалаш, а затем выбегает из него без штанов, следом за ним из шалаша выходит медведь со штанами в лапах. Поскольку денег у съемочной группы было немного, то живого зверя на съемках задействовать не могли, поэтому Юрий Никулин раздобыл шкуру медведя и режиссер облачился в нее. Из итогового монтажа Гайдай эту сцену вырезал, потому что счел ее слишком ненатуральной.

 

лента
новостей
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную