День в истории: канцлер Третьего рейха открыл IV зимние Олимпийские игры, а в московском метро произошел теракт

В мире

В 1931 году в Барселоне на очередной сессии Международного олимпийского комитета было решено провести XI летние Олимпийские игры 1936 года в Берлине. Немцы останавливаться на этом не стали и сразу заявили о намерении провести и зимние игры этого года. Так два баварских городка - Гармиш и Партенкирхен - на десять февральских дней стали олимпийской столицей.

Открывать IV зимние Олимпийские игры 6 февраля 1936 года приехал канцлер Германии Адольф Гитлер. На протяжении последних трех лет против проведения игр в Германии, где в 1933 году к власти пришли национал-социалисты, выступали многие, и Гитлер лично контролировал подготовку. В мировой прессе активно обсуждались преследования евреев и негров в Германии, расистская пропаганда и выдавливание евреев из спорта. Когда Международный олимпийский комитет указал Германии на недопустимость дискриминации, председатель оргкомитета Олимпиады Карл фон Хальт назвал подобные сообщения в СМИ "демонстрацией недружественного отношения к Германии в наихудшем из возможных вариантов". В итоге на открытии зимней Олимпиады президенту МОК графу Анри де Байе-Латуру пришлось настаивать на том, чтобы из мест общественного досуга в Гармише и Партенкирхене убрали таблички с расистскими запретами.

"Господин канцлер, таблички с подобными надписями противоречат олимпийским традициям", - заявил Гитлеру Байе-Латур. В ответ Гитлер заметил: "Господин президент, когда вас приглашают в гости, вы ведь не учите хозяев, как смотреть за домом, не так ли?" Однако президент МОК заявил: "Простите, канцлер, но когда флаг с пятью кольцами вывешивается на стадионе — это уже не Германия. Это Олимпия, и мы в ней хозяева". Таблички были сняты и к летней Олимпиаде таких инцидентов уже не возникало.

Именно во время IV зимних игр был впервые зажжен олимпийский огонь - традиция, которая неукоснительно сохраняется до сих пор. Также и эстафета олимпийского огня была придумана в Германии. Ее дебют состоялся между Гарми-Партенкирхеном и Берлином.

По итогам медального зачета игр на первом месте оказалась Норвегия, гимн которой звучал семь раз на закрытии. На втором месте оказалась Германия с тремя золотыми медалями. Всего в играх участвовало 28 стран - на тот момент рекорд для зимних соревнований.

Впоследствии олимпийские объекты в Гармише и Партенкирхене использовались для подготовки 1-й горно-стрелковой дивизии Вермахта "Эдельвейс". Уже после Второй мировой войны Международный олимпийский комитет признал свою деятельность в начале 30-х годов ошибочной и принес публичные извинения.

 

В России

В пятницу, 6 февраля 2004 года, в Московском метро прогремел взрыв. В вагоне состава, следовавшего на перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой", уроженец Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев активировал самодельное взрывное устройство мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте. Кроме самого смертника погибли еще 41 человек, 250 - получили ранения.

По данным ФСБ России, Ижаева подготовил бывший курсант военного училища, волгоградец Павел Косолапов, принявший ислам и сбежавший в Чечню. Через три года были задержаны и приговорены к пожизненному заключению за взрыв в Московском метро еще трое - Тамбий Хубиев, Максим Понырин и Мурад Шаваев.

После взрыва 2004 года в каждом вагоне московского метро появились камеры наблюдения.

 

В Саратове

Первый саратовский аэродром появился еще в 1912 году на месте улицы Навашина и южной части Ботанического сада СГУ. А в начале февраля 1931 года аэродром был основан уже на нынешнем месте. Предполагалось, что он будет использоваться для нужд сельского хозяйства, однако позднее был построен аэровокзал и стали осуществляться пассажирские перевозки, а с 1933 года были открыты и почтовые линии, на которых летали самолеты У-2.

Из-за того, что аэропорт находится в черте города, его посадочную полосу длиной чуть более 2 км удлинить невозможно. Поэтому он может принимать самолеты весом только до 61 тонны: Як-40, Як-42, Embraer EMB 120 Brasilia, и другие более легкие.

В декабре 1971 года из-за обледенения при заходе на посадку в 13 км от аэропорта разбился самолет Ан-26. Погибли все 57 человек, которые были на борту. Еще одна авария - к счастью, без жертв - произошла в 1976 году, когда Ан-24РВ слишком рано зашел на посадку и из-за этого приземлился на торец, получил повреждения и выкатился с посадочной полосы.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции