День в истории: английский астроном нашел Уран, в США запатентовали наушники, а в России родился главный педагог Советского Союза
Тимофей Бутенко
Дедовщина
13.03.2015 | 08:30
На фото: Уран

Открытие

В этот день, 13 марта 1781 года, английский астроном Уильям Гершель открыл седьмую планету Солнечной системы – Уран, находящуюся на расстоянии около 2,9 млрд км от Земли. Уран замечали и до Гершеля, но принимали за звезду или комету. Во время открытия Гершель участвовал в наблюдениях параллакса звёзд, используя телескоп своей собственной конструкции, и 13 марта 1781 года впервые увидел эту планету из сада своего дома № 19 на Нью Кинг стрит (город Бат, графство Сомерсет в Великобритании).

Берлинский астроном Иоганн Боде описал объект, открытый Гершелем, как "движущуюся звезду, которую можно считать подобной планете, обращающуюся по кругу вне орбиты Сатурна", и сделал вывод, что эта орбита более похожа на планетарную, нежели чем на кометную. Вскоре стало очевидным, что объект действительно является планетой. В 1783 году Гершель сам сообщил о признании этого факта президенту Королевского общества Джозефу Банксу

Для новой планеты было предложено множество разных имен в том числе Hypercronius (над Сатурном), Минерва (римская богиня мудрости) и Гершель. Отдавая почтение королю Англии Георгу III, Гершель предложил назвать планету Georgium Sidus (Планета Георга), но эта идея не была популярна за пределами Англии и в родном для Георга Ганновере. Немецкий астроном Иоганн Боде, который детально изучил орбиту Урана и дал ей конечное название. Планета Уран, назван в честь греческого бога неба Урана, самого раннего из всех повелителей неба.

Уран имеет сине-зеленый цвет, что является следствием присутствия метана в водородно-гелиевой атмосфере. Планета на 80% и более процентов состоит из жидкой смеси водного, метанового и аммиачного льда. В отличие от других планет Солнечной системы, орбита Урана наклонена так сильно, что он, по существу, вращается вокруг Солнца на боку, с осью вращения, указывающей на звезду. Этот необычный наклон приводит к экстремальным сезонам длительностью 20 лет, означающим, что приблизительно в течение четверти года Урана, равного 84 земным годам, Солнце светит прямо на каждый полюс, оставляя другую половину планеты на испытание длинной, темной и холодной зимы.

Изобретение

В штате Мэн 13 марта 1877 года Честеру Гринвуду был выдан патент № 188,292, подтверждающий его авторство конструкции наушников. Согласно наиболее распространенной версии, идея сделать защитные наушники пришла к Гринвуду в 1873 году, после того, как он чуть не отморозил себе уши, катаясь на коньках. Честер, которому на тот момент было 15 лет, попросил бабушку смастерить защиту для ушей. Она сшила меховые подкладки и прикрепила их к проволочному оголовью. Сделанную бабушкой защиту Гринвуд соединил с кепкой, что очень понравилось другим подросткам, и они стали подражать первопроходцу.

Честер Гринвуд не просто получил патент на защитные наушники. Он в течение 60 лет занимался изготовлением данного приспособления. В честь Честера Гринвуда и его изобретения жители Фармингтона, где он проживал, отмечают праздник в первую субботу декабря - день активных развлечений на улице, на свежем воздухе.

Герой

Тринадцатое марта 1888 года стало днем рождения одного из наиболее известных педагогов в российской истории – Антона Макаренко. Он родился в Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У Макаренко был младший брат Виталий, впоследствии поручик, белый офицер-марковец, который надолго пережил брата.

В 1897 году Макаренко поступил в начальное железнодорожное училище. Спустя 4 года переехал в пригород Кременчуга Крюков, где продолжил образование. В 1905 году он также поступил на годичные педагогические курсы, после чего преподавал в крюковском железнодорожном училище. В 1917 году Антон Макаренко окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью.

Спустя два года после революции по поручению Полтавского Губнаробраза Макаренко создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевка, близ Полтавы, а с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф.Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему.

В 1936 году вышла первая крупная научно-педагогическая работа Макаренко "Методика организации воспитательного процесса". Летом-осенью 1937 года увидела свет первая часть "Книги для родителей". В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: "Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему". Одним из наиболее известных его произведений стала "Педагогическая поэма", написанная в 1925-1935 годах.

Скончался Антон Макаренко в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Макаренко наряду Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори стал одним из четырех педагогов ХХ века, чьи заслуги признало ЮНЕСКО. В 1988 году организация назвала их определившими способ педагогического мышления в ХХ веке.