День в истории: советский истерн, юбилей программы, где отвечают вопросом на вопрос, и 16 минут для премии "Оскар"
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Наталия Гливенко
Не хуже Африки
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
30.03.2015 | 08:30
День в истории: советский истерн, юбилей программы, где отвечают вопросом на вопрос, и 16 минут для премии "Оскар"
Просмотров: 189
Версия для печати
На фото: Энтони Хопкинс в фильме "Молчание ягнят"

Фильм-истерн

Ровно 55 лет назад на советские киноэкраны вышел фильм "Белое солнце пустыни". Он был снят в жанре "истерн" (в противоположность "вестерну"), а замысел о съемках чего-то подобного возник у советского кинематографического руководства под впечатлением успеха "Неуловимых мстителей". На сюжет авторов сценария вдохновила история, услышанная от ветерана Гражданской войны: тот рассказал, что басмач во время бегства бросил в пустыне свой гарем.

Стать режиссером нового фильма предлагали нескольким режиссерам, включая Юрия Чулюкина, снявшего "Неподдающихся" и "Девчат", и даже Арсения Тарковского. Однако все они предложение отклонили, и выбор пал на Владимира Мотыля, которому к тому же пообещали полную свободу действий на съемках.

Огромное влияние на картину оказал выбор Павла Луспекаева на роль таможенника Верещагина. Изначально предполагалось, что роль Верещагина будет эпизодической, а сыграть его должен был Ефим Копелян. На момент съемок у Луспекаева были ампутированы пальцы на обеих ступнях, и он мог ходить только с тростью. Но на предложение Владимира Мотыля сниматься на костылях Луспекаев ответил резким отказом и поставил условие, что все трюки он будет выполнять без каскадера. Режиссер согласился, и трактовка образа Павлом Луспекаевым произвела на него настолько сильное впечатление, что экранное время Верещагина значительно увеличилось, а имя героя сменилось с Андрея на Павла.

Почти половина актерского ансамбля фильма не была профессиональными актерами. Только три из девяти жен Абдуллы были актрисами, остальным приходилось после съемок возвращаться на работу, так что в эпизодах некоторых из них дублируют солдаты. Роль супруги Сухова Катерины Матвеевны сыграла редактор студии "Останкино" Галина Лучай. А роль Петрухи исполнил Николай Годовиков, работавший слесарем на заводе. У Годовикова был небольшой опыт работы в кино: в детстве он снялся в эпизоде фильма "Республика ШКИД" в роли беспризорника.

Съемки картины шли очень тяжело по многим причинам: съемочная группа была недисциплинированной, постоянно уходила в запои, а однажды ночью воры выкрали много ценного реквизита. В итоге режиссер предложил местному криминальному авторитету Али сняться в эпизодической роли одного из бандитов Черного Абдуллы, а в итоге он снялся сразу в двух эпизодах.

Картину долго отказывались утверждать, качество материала не устраивало комиссию. Владимиру Мотылю пришлось переделать часть эпизодов после того, как фильм назвали слишком трагическим. В первоначальном варианте жена Верещагина Настасья сходила с ума от горя, жены Абдуллы кидались к телу мертвого мужа и рыдали над ним, схватка Сухова и Абдуллы тоже выглядела иначе. Режиссер даже полностью переснял концовку.

Судьбу картины решил Леонид Брежнев. "Белое солнце пустыни" попало на закрытый кинопоказ для высших чиновников, и генсек остался в восторге от картины. После этого она вышла в широкий прокат и, несмотря на полученную вторую категорию, заняла второе место по сборам, пропустив вперед только эпопею "Освобождение".

Игра

30 марта 1964 года в эфире американского канала NBC впервые прошла игра Jeopardy!, ставшая прародительницей множества интеллектуальных игр, включая российский аналог "Своя игра". Она выходила без перерывов до 1975 года, затем с 1978 по 1979 годы и с 1984 года по настоящее время. Игры, основанные на Jeopardy!, известны почти в тридцати странах мира, включая Японию, Индонезию и арабские страны. 

В игре участникам предлагается несколько тем, за ответ на вопрос в каждой из которых можно заработать определенную сумму за правильный ответ. В зависимости от сложности вопроса его "стоимость" возрастает. Выпуск Jeopardy! длился 22-26 минут, в нем было три раунда: собственно Jeopardy!, Double Jeopardy!, в котором цена вопроса удваивалась, и Final Jeopardy!, в котором участники могли сами назначать цену вопроса от 1 доллара до ва-банка. Особенностью оригинальной версии игры был тот факт, что вопросы в ней звучали как утверждения, а ответы игроков – наоборот, как вопросы. Например, на вопрос "Эта мера ткани равна 40 ярдам" игрок отвечал: "Это рулон?"

Одна из первых пародий на Jeopardy! вышла в октябре 1976 года в передаче "Субботним вечером в прямом эфире". Пародия называлась "Jeopardy 1999", роль ведущего досталась комику Стиву Мартину, его гостями стали Дэн Экройд, Ларейн Ньюман и Чеви Чейз, одетые в костюмы, похожие на форму из сериала "Стар Трек".

Рекорд премии "Оскар"

В этот день в 1991 году фильм "Молчание ягнят" получил сразу пять премий американской киноакадемии, оставшись номинантом только в двух. Однако рекорд фильма заключается вовсе не в числе номинаций, по этому параметру его обогнали многие фильмы. Дело в том, что обладатель "Оскара" за лучшую мужскую роль, Энтони Хопкинс, получивший статуэтку за воплощение образа серийного убийцы-каннибала Ганнибала Лектора, оказался абсолютным рекордсменом по длительности пребывания на экране. Самый престижный в мире кинематографический приз ему принесли всего 16 минут в кадре.

Первоначально на роль Ганнибала Лектера претендовали Дэниел Дэй-Льюис, Дерек Джекоби и собственно Энтони Хопкинс. Подготовка к съемкам заняла у Энтони Хопкинса довольно много времени. Он изучал досье серийных убийц, посещал тюрьмы, в которых они содержались,  присутствовал на нескольких судебных процессах и отсматривал записи допросов маньяков. У одного из них, Чарльза Мэнсона, он позаимствовал немигающий взгляд Ганнибала. По другой версии, манеру Лектера не моргать при разговоре он перенял у одного из своих лондонских знакомых, нервивровавшего окружающих этой привычкой.

Джоди Фостер позже рассказывала о том, что в эпизоде первой встречи Ганнибала и Клариссы Старлинг высмеивание южного акцента Клариссы было импровизацией Хопкинса, которой не было в сценарии. Реакция самой Форстер не была наигранной – она почувствовала, будто напали лично на нее. После этого она поблагодарила Хопкинса за то, что он помог ей добиться такой естественности.

Ганнибал Лектер занимает первую строку в списке лучших злодеев столетия по версии Американского института киноискусства. 

лента
новостей
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную