День в истории: во Франции отмечают главный национальный праздник, в Швеции родился великий режиссёр, а в России ввели в эксплуатацию Транссиб
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Тимофей Бутенко
Не дождетесь
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
14.07.2015 | 08:30
День в истории: во Франции отмечают главный национальный праздник, в Швеции родился великий режиссёр, а в России ввели в эксплуатацию Транссиб
Просмотров: 136
Версия для печати
На фото: взятие Бастилии

Праздник

Ежегодно 14 июля во Франции отмечается национальный праздник — День взятия Бастилии. Этот день, 14 июля 1789 года, считается началом Великой французской революции, изменившей мир. Сама старая городская тюрьма стала символом абсолютизма, а ее разрушение — крушением старого мира.

Начавшиеся в 1780-е годы неурожаи способствовали началу волнений в деревне. Король Франции Людовик XVI решил созвать Генеральные штаты — не собиравшийся до этого почти 200 лет совещательный орган. 5 мая 1789 года в Версальском дворце под Парижем начали заседать Генеральные штаты. Король Людовик XVI не имел четких представлений о дальнейшей политике правительства, но решил не допустить согласованных выступлений депутатов, собирая делегатов от трех сословий (духовенство, дворянство и буржуазия) в разных залах. Однако представители третьего сословия заявили, что они представляют большую часть нации, а потому объявляют о создании Национального собрания. К ним присоединились депутаты от первого и второго сословий, и все вместе они поклялись не расходиться, пока не будет принята конституция Франции. 9 июля политический кризис достиг апогея: Национальное собрание объявило себя Учредительным, а Людовик искал силы для его разгона. В этот момент в Париже начались столкновения демонстрантов и армии — столичные жители поддержали Учредительное собрание.

12 июля 1789 года парижский адвокат Камиль Демулен в Пале-Рояле произнёс пламенную речь в связи с отставкой популярного в народе министра финансов Жака Неккера. Демулен призывал возмущённых парижан взяться за оружие и силой заставить короля прислушаться к мнению народа. Утром 14 июля повстанцы заняли оружейные склады в Доме инвалидов, захватив несколько десятков тысяч ружей. Вооружённые революционеры двинулись по направлению к Бастилии, которая не имела военного значения, но виделась символом старого мира. Часть восставших предполагала получить там порох и боеприпасы для вновь созданной революционной милиции. Другие считали необходимым освободить содержавшихся там "узников короля". Третьи видели в Бастилии оплот королевской власти и стремились путём захвата замка пошатнуть французскую монархию.

В ходе непродолжительного боя тюрьма была захвачена, комендант, отказавшийся сдавать крепость и передавать в руки восставших арсенал, был казнён, семерых освобожденных узников пронесли по парижским улицам. Уже на следующий день было принято решение о сносе тюрьмы. Когда стены Бастилии снесли более чем наполовину, на ее руинах устроили народные гулянья и вывесили табличку: "Здесь танцуют". В условиях нараставшей революции полностью здание было разобрано только к 1791 году. Считается, что именно со дня взятия Бастилии начинает свой отсчет Великая французская революция, ставшая катализатором социальных изменений в Европе XIX века. А девиз "Свобода, равенство и братство" до сих пор не только девиз Французской Республики, но и популярный лозунг у сторонников перемен в своих странах. В июле 1880 года День взятия Бастилии был объявлен национальным праздником, а сам штурм — днём свержения абсолютизма во Франции.

Режиссёр

В этот день, 14 июля 1918 года, родился Ингмар Бергман, знаменитый шведский режиссёр, сценарист, театральный постановщик и драматург, писатель, одна из самых крупных творческих величин мирового кинематографа. Он родился в Упсалле в семье пастора. В 1944 году окончил факультет искусства и литературы.

Первые шаги в режиссуре Бергман сделал в студенческом театре — поставил несколько тренировочных спектаклей, однако карьеру начал как сценарист. В 1941 году он написал пьесу "Смерть Каспера", которую в том же году поставили в театре. Компания "Шведская киноиндустрия" заинтересовалась Бергманом и предложила ему работу: "спасать" плохие сценарии более известных и раскрученных драматургов. В процессе этой работы Бергман написал свой собственный первый сценарий, по которому режиссёр Альф Сьеберг снял фильм "Травля" (1944).

За следующие 10 лет Бергман написал и срежиссировал более 12 фильмов, но широкая известность пришла к нему после комедии "Улыбки летней ночи" (1955). Затем была "Земляничная поляна" (1957) — фильм, который можно назвать культовым. Оригинальное название фильма Smultronstället буквально означает поляну, где растёт дикая земляника, а идиоматически — недооценённое, но прекрасное место, имеющее для человека большое личное значение. Картину "Девичий источник", основанную на средневековой скандинавской легенде, американские кинокритики отметили "Оскаром" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".

Расцвет режиссерской карьеры Бергмана пришёлся на 1950-1970-е годы, когда он снял шедевры, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа: "Причастие", " Молчание", "Персона", "Шепоты и крики", "Сцены из супружеской жизни", "Осенняя соната". Лента "Фанни и Александр" (1984) получила сразу четыре премии "Оскар".

Семикратный обладатель каннской "Золотой пальмовой ветви", четырёхкратный обладатель премии "Оскар", Ингмар Бергман ушёл из жизни 30 июля 2007 года в возрасте 89 лет.

Магистраль

Ровно 112 лет назад, 14 июля 1903 года, была введена в эксплуатацию знаменитая Транссибирская магистраль, самая протяжённая в мире железная дорога, связавшая Санкт-Петербург с Владивостоком. Транссиб строился на протяжении почти четверти века — с 1891 по 1916 годы, его протяжённость составляет более 10 тыс. км.

В начале 1891 года император Александр III подписал рескрипт: "Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений". В мае того же года наследник престола Николай Александрович заложил первый камень в основание Владивостокского вокзала, официально открывая один из самых амбициозных строительных проектов в истории, а саму железную дорогу начали строить ещё в марте.

В разгар строительных работ на сооружении Транссиба было занято 84-89 тыс. человек. Сооружение Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно-климатических условиях и требовало огромных финансовых затрат. Почти на всем протяжении трасса прокладывалась по малозаселенной или безлюдной местности, в непроходимой тайге. Она пересекала сибирские реки и озера, районы повышенной заболоченности и вечной мерзлоты.

К лету 1903 года строительство магистрали было завершено. На протяжении более 9000 километров был лишь один разрыв: через Байкал железнодорожные составы переправляли специальным паромом. Сегодня фактическая протяжённость Транссиба от Ярославского вокзала в Москве до Владивостока составляет 9288 километров.

лента
новостей
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную