День в истории: в Петергофе запустили фонтаны, Белка и Стрелка вернулись на Землю, а в США родился создатель Ктулху
Тимофей Бутенко
Дедовщина
20.08.2015 | 08:30
На фото: Петергоф

Открытие

В этот день, 20 августа 1721 года, были запущены самые известные фонтаны России, расположенные в Петергофе.

Замысел создания летней резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы знаменитому французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году после победы русского флота над шведами при Гангуте. Однако главной проблемой стало то, что для круглосуточного функционирования фонтанов необходимо было поднять воду до отметки примерно 10 метров над уровнем моря, а это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки. В результате западней Стрельны нашли ландшафт, идеально подходивший для организации фонтанов и каскадов.

Работы по созданию ансамбля продолжались на протяжении двух столетий. В них принимали участие выдающиеся архитекторы Леблон, Микетти, Земцов, Растрелли, Фельтен, Штакеншнейдер. Благодаря их работе усадьба с маленькими дворцами (Монплезир, Марли, павильоном Эрмитажа) превратилась в "столицу фонтанов", жемчужину мировой архитектуры.

В настоящее время Петергоф – всемирно известный город-музей под открытым небом. Здесь работают 10 музеев и три парка: Верхний, Нижний и Александрия. В Верхнем саду и Нижнем парке функционируют три каскада и 173 фонтана. Одна из главных достопримечательностей Петергофа – облицованный гранитом и украшенный золочеными маскаронами Морской канал. В 1990 году город и его дворцово-парковые ансамбли были включены в список культурного наследия ЮНЕСКО

Событие

После 25 часов полета в космосе, 20 августа 1960 года, на Землю успешно вернулись собаки Белка и Стрелка. Основной целью эксперимента по запуску второго космического корабля-спутника, названного "Спутник-5" (пятый космический аппарат серии "Спутник"), было исследование влияния факторов космического полёта на организм животных и других биологических объектов.

Основная часть подготовки собак к полёту проходила на производственной базе Института медико-биологических проблем в Москве. Несколько месяцев претендентов приучали к длительному пребыванию в кабинах малого объёма в условиях длительной изоляции и шума. Собаки привыкали к приёму специальной пищи из автоматов кормления, ношению одежды и датчиков и к туалету.

Одними из наиболее приспособившихся собак-претендентов были Белка и Стрелка. Белка — беспородная самка белого окраса — была лидером в команде, самая активная и общительная. На тренировках показывала лучшие результаты, в числе первых подходила к миске с едой и первая научилась лаять, если что-то происходило не так. Стрелка — беспородная самка светлого окраса с коричневыми пятнами — была робкой и немного замкнутой, но тем не менее дружелюбной. Вес Белки на момент полета составлял 4,5 килограмма, высота — 30 сантиметров, длина — 47 сантиметров. Стрелка весила 5,5 килограмма при высоте 32 сантиметра и длине 50 сантиметров.

Девятнадцатого августа 1960 года в 11:44 по московскому времени с космодрома Байконур, со стартового комплекса № 1 был осуществлён успешный запуск второго космического корабля-спутника на орбиту. Кабину, в которой находились Белка и Стрелка, поместили в корабль за два часа до старта. Днем 20 августа на 18-м витке вокруг Земли аппарат начал спуск и успешно приземлился в 10 км от расчетной точки. Это был первый успешный орбитальный полет живых существ с последующим возвращением на Землю.

Герой

В американском городе Провиденс 20 августа 1890 года родился писатель Говард Лавкрафт, ставший одним из классиков жанров "ужасы" и "готический роман". Произведения американца оказали значительное влияние на современную поп-культуру.

Лавкрафт уже с детства проявлял литературные способности. В два года он декламировал стихи, а в шесть начал писать свои. Благодаря дедушке, у которого была самая большая библиотека в городе, он познакомился с классической литературой. Помимо классики он увлёкся готической прозой и арабскими сказками "Тысячи и одной ночи". В школьном возрасте писатель самостоятельно начал издавать газеты и журналы, посвященные своим научным интересам и исследованиям (The Scientific Gazette (1899-1907) и The Rhode Island Journal of Astronomy (1903-07)). Распространялись они в основном среди одноклассников и последующих друзей и соратников.

В 14 лет Лавкрафт написал свое первое серьезное произведение "Зверь в пещере". Однако затем молодой человек увлекся поэзией и эссе, вернувшись к фантастике лишь в 1917 году. В начале 1920-х годов писатель переехал к жене в Бруклин и работал редактором издания Weird Tales, где издавал в том числе и свои работы.

После развода в 1926 году писатель вернулся в родной Провиденс. Именно в этот период он написал самые известные свои произведения "Зов Ктулху" (1926), "Хребты Безумия" (1931), "Тень из безвременья" (1934-35).

Скончался Говард Лавкрафт 15 марта 1937 года. На простом надгробии помимо имени, дат рождения и смерти, всего одна надпись — "I am Providence"...

Придуманные Лавкрафтом сюжеты стали основой множества настольных и компьютерных игр "Зов Ктулху", "Один в темноте", "Ужас Аркхэма", "Особняки безумия", "Некрономикон". Также про самого известного персонажа Лавкрафта — Ктулху — была написана композиция рок-группы Metallica “Call of Cthulhu”.