День в истории: похищение Моны Лизы и рождение Вии Артмане

Похищение

В ночь на 21 августа 1911 года итальянский художник и декоратор Винченцо Перуджа не сомкнул глаз: дождавшись, пока Лувр покинет последний сотрудник, он выскользнул из шкафа, подошел к Моне Лизе, каким-то образом вынул ее из рамы и незаметно покинул помещение. Пропажу картины заметили только через сутки, когда было уже слишком поздно что-то предпринять. Причиной подобной медлительности стало то, что Лувр был закрыт на ремонт и все посчитали, что картину сняли для реставрации. Еще одной причиной, по которой о пропаже стало известно не сразу, стало то, что век тому назад картина не имела всемирной славы и настоящее признание ожидало ее лишь в будущем. Тем не менее похищение наделало много шума: миллионы людей, которые никогда не слышали о работе, вмиг стали экспертами в делах поиска украденной картины.

Одним из первых подозреваемых стал Пабло Пикассо, который не имел никакого отношения к пропаже картины, но поспешил продать несколько статуй из личной коллекции, которые, как оказалось позже, были украдены из этого же музея. Следующим допрошенным стал поэт Гийом Аполлинер, который также был отпущен за неимением улик. В течение двух лет расследование не давало никаких результатов. Все это время Перуджа старательно прятал украденное творение: сначала в шкафу, потом под плиткой на кухне, затем в чемодане с двойным дном, после чего страх покинул похитителя и он тщеславно поставил картину на каминную полку. Тем не менее настал такой момент, когда Винченцо стало трудно жить с награбленным: из-за страха быть пойманным он не мог продать картину, а немногочисленные покупатели отказывались от сделки в самый последний момент. В итоге опечаленный злодей снова спрятал картину в чемодан, где она впоследствии и была обнаружена. Примечательно, что на суде преступник заявил, что украл произведение искусства для того, чтобы "вернуть Италии то, что у нее украл Наполеон". В итоге он был приговорен к году тюремного заключения, а полотно вернулось во Францию.

Революция

В 1968 году в этот день началась борьба с "контрреволюцией" в Восточной Европе — на этот раз в Чехословакии. Либерализация общественной жизни, попытка проведения собственной независимой от Москвы политики и появление оппозиции к власти коммунистов все сильнее настораживали власть Советов. Через некоторое время в Дрездене, а затем и в Москве прошли конференции, посвященные чехословацкому вопросу. В итоге 8 мая 1968 года было принято решение о военном вторжении на территорию республики. "Рано утром 18 июня 1968 г. государственную границу ЧССР перешла оперативная группа полевого управления армии, — описывал события тех дней начальник политотдела 38-й армии Прикарпатского военного округа Золотев. — Через три дня советско-чехословацкую границу перешли главные силы армии, выделенные для участия в учении. Уже с первых встреч на чехословацкой земле стало ясно, что в сознании и поведении значительной части словаков и чехов произошли перемены. Мы не почувствовали той братской теплоты, дружелюбия, которыми чехословацкие друзья отличались прежде, появилась настороженность. 22 июля в штаб нашей армии прибыла группа высших офицеров Чехословацкой народной армии. От имени министра национальной обороны ЧССР они поставили перед нами вопросы: почему, вопреки данному маршалом И.И. Якубовским обещанию вывести советские войска до 21 июля, они до сих пор в районе учения; по каким причинам мы задерживаемся и каковы наши дальнейшие планы… Мы оказались в затруднительном положении". Обстановка в стране начала нормализовываться лишь с середины 1969 года, когда была завершена реорганизация ЦК КПЧ и правительства ЧССР (то есть когда главные "смутьяны" были политически изолированы).

Искусство

В 1929 году в этот день в Латвии родилась Вия Артмане, получившая при рождении имя Алида Фрицевна Артмане. Будущая актриса появилась на свет в глубокой провинции. Девочка никогда не видела отца — он трагически погиб за четыре месяца до ее рождения. Мать Алиды работала на унизительной должности батрачки, несмотря на то, что семья ее мужа не имела проблем с деньгами. Изначально свекрам не нравилась избранница их сына, однако какое-то время они терпели беременную невестку, надеясь на рождение мальчика. Когда же родилась Алида, матери и младенцу указали на дверь. Мать Вии была вынуждена устраиваться служанкой к более зажиточным землякам. При этом бедной женщине нередко приходилось скрывать, что у нее вообще есть дочь, потому что для потенциальных работодателей этот факт был сродни "волчьему билету". В связи с тем, что мать будущей актрисы работала с раннего утра до позднего вечера, девочка была предоставлена сама себе, а в 10 лет она устроилась пастушкой.

Жизнь девушки изменилась в лучшую сторону после войны: Алида сменила имя на Вию, пошла учиться в актерскую студию, а после трудоустроилась в Художественный академический театр Райниса. В 1999 года она перешла работать в Рижский молодёжный театр. На театральной сцене она сыграла множество запоминающихся ролей в спектаклях: "Стакан воды", "Пигмалион", "Ромео и Джульетта", "Гамлет, принц датский", "Война и мир" и другие. Актерская игра Артмане была воистину филигранной. "В отличие от многих ее коллег, она не ждала, что на нее снизойдет вдохновение, - говорит режиссер Янис Стрейч в интервью "Фактам и комментариям". - Просто выходила на съемочную площадку и работала до седьмого пота, делая столько дублей, сколько просил режиссер.

После развала СССР в жизни Вии началась полная неразбериха: ее квартиру по закону о реституции отобрали потомки прежних собственников, которые вернулись в Латвию из другой страны. В итоге актриса взяла кредит в банке, однако из-за махинаций ее семья осталась без денег вообще. От квартиры пришлось отказаться, и обобранная актриса поселилась на загородной даче, откуда уже не могла постоянно ездить на работу в театр.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции