День в истории: в Саратове открыли Солдатский театр революции, а в Ленинграде запустили троллейбус
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Тимофей Бутенко
Вилами по воде
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
21.10.2015 | 08:30
День в истории: в Саратове открыли Солдатский театр революции, а в Ленинграде запустили троллейбус
Просмотров: 84
Версия для печати

Театр

В 1917 году в Саратове в этот день открылся Солдатский театр революции. Идея открытия такого необычного учреждения культуры пришла в голову белорусу Дмитрию Бассалыго, который был направлен в наш город для прохождения службы после мобилизации в 1917 году. До того, как оказаться на волжских берегах, Бассалыго успел получить богатый жизненный и военный опыт: во время революции 1905-1907 годов он возглавлял боевую дружину в Харькове, после чего направился на Урал, где занимался подпольной революционной работой в Перми и Екатеринбурге. Вернувшись в Москву, Бассалыго устроился работать на кинофабрику и поступил на юридический факультет.

Прибыв в Саратов, революционер решил реализовать мечту всей своей жизни — открыть профессиональный драматический театр, который "был бы созвучен своим репертуаром революционной эпохе и мог бы ответить на широкие запросы солдатских масс 70-тысячного саратовского гарнизона". В итоге после длительных уговоров военнослужащему удалось убедить полковой комитет в необходимости появления такого театра: после нескольких встреч члены комитета согласились, что театральные коллективы того времени не отвечали новым требованиям, поскольку "были поражены капиталистической заразой".

В итоге реализация идеи превзошла даже самые смелые ожидания Бассалыго: под театр "выбили" здание в самом центре города, вблизи сада "Липки" и театра Очкина. Ранее в нем располагался концертный зал, однако новые власти посчитали, что певцы и музыканты могут потесниться, уступив насиженное место "настоящему искусству". Таким образом, солдатский театр получил не только зал, но и грим-уборные, фойе, комнаты для отдыха и репетиций. Дела складывались настолько хорошо, что новоиспеченное учреждение культуры даже смогло получить финансирование под ремонт учреждения, после чего было начато формирование труппы. В основном труппа была сформирована из саратовских актёров, но несколько человек было приглашено из Москвы.

Несмотря на многообещающее начало, вскоре театр был закрыт — столичные власти услышали об успехе Бассалыго в деле открытия театра и пригласили его в Москву на должность заведующего Центральным управлением театров Наркомпроса РСФСР. Поддерживать работу учреждения было некому, и вскоре всем стало не до спектаклей. Часть труппы перешла на работу в другие театры, некоторые актеры разъехались. Что касается самого Бассалыго, то, сняв несколько революционных фильмов, он вступил в ряды Красной армии, а после войны устроился на должность преподавателя в Высшую дипломатическую школу.

Религия

В 1596 году в этот день была заключена Брестская уния, в ходе которой ряд епископов Киевской метрополии приняли решение о переходе в подчинение Папе Римскому при сохранении православного обряда богослужения. Принятию решения предшествовали тайные переговоры руководителей нескольких православных церквей с Папой Римским. Стоит отметить, что подписанный документ не был единогласно поддержан всеми православными священниками: в это же время в Бресте проходило еще одно заседание церковнослужителей, участники которого отказались поддержать унию и предали "отступников" анафеме.

Несмотря на то, что на произошедшее событие население Речи Посполитой реагировало по-разному, все жители были едины во мнении, что духовная жизнь народа фактически разделилась на "до" и "после": Брестская уния привела к возникновению Русской униатской церкви, которая как раз и признала власть Папы Римского. В результате унии в Киевской митрополии произошёл раскол на униатов (грекокатоликов) и противников объединения с Римско-католической церковью. Некоторые историки утверждают, что правящие круги во главе с королем Сигизмундом III всецело встали на сторону униатов, а традиционное православие существенно сдало свои позиции и в некоторых местах церкви даже потеряли часть имущества, при этом другие их коллеги, напротив, твердят, что православие старого обряда имело все возможности для дальнейшего развития.

Как бы то ни было, а подписание Брестской унии сказалось на функционировании всей Речи Посполитой: часть земель, население которых активно противилось открытию униатских церквей, оставалась без митрополита, что озлобило простых крестьян, привыкших ходить в традиционные православные церкви. В частности, на территории современной Беларуси не осталось даже ни одного православного епископа. В конечном итоге религиозный вопрос привел к восстанию на востоке Польши Богдана Хмельницкого, после которого Речь Посполитая лишилась половины Украины.

Несмотря на то, что Брестская уния осталась в далеком прошлом, ее последствия ощущаются и сегодня — на западе Украины и в Беларуси и по сей день открыты униатские храмы.

Транспорт

В 1936 году в Ленинграде было открыто троллейбусное сообщение. К тому моменту в северной столице уже существовала развитая система трамваев, но в целях улучшения пассажироперевозок было принято решение о внедрении нового вида транспорта. В итоге 29 сентября 1933 года было принято решение пустить в городе троллейбус, а 21 октября 1936 года на линию вышел первый троллейбус. В течение следующих пяти лет было открыто еще три троллейбусных маршрута, а в 1937 году в городе на Неве произошла крупная авария — пробив ограду набережной, троллейбус упал в реку. В итоге на месте происшествия погибли 13 человек, а все модели данной марки были сняты с маршрутов и списаны несмотря на то, что речь шла о полностью новых машинах.

Строительство новых линий прервала Вторая мировая война: осенью 1941 года троллейбусное движение было прекращено и восстановилось только после снятия блокады Ленинграда в мае 1944 года. Начиная с этого момента для троллейбуса в Ленинграде наступили золотые времена: к 1991 году число маршрутов достигло своего максимального количества — 50, а численность машин превысила 1400. Петербург вошел в число троллейбусных столиц мира, по улицам северной столицы стали ездить сцепки из троллейбусов. Разрабатывался проект по запуску троллейбуса из Петербурга в Гатчину: таким образом, в Ленинградской области появилась бы третья в мире междугородняя троллейбусная система (к тому моменту такие линии действовали в Крыму и Саратовской области).

Развитие троллейбуса остановилось в 1992 году: хозяйство стало приходить в упадок, что вынудило в скором времени закрыть ряд маршрутов, а на некоторых участках даже был произведен демонтаж. Лишь в марте 2012 года впервые за 20 лет был открыт небольшой участок сети в районе новой застройки Юго-Запада, от улицы Доблести до проспекта Героев.

лента
новостей
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную