День в истории: Пётр I стал императором, над Кремлём зажглись рубиновые звёзды, а в Италии родился один из основоположников неореализма в кино
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Дмитрий Воронков
Под крылом самолета пока не поет
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
02.11.2015 | 08:30
День в истории: Пётр I стал императором, над Кремлём зажглись рубиновые звёзды, а в Италии родился один из основоположников неореализма в кино
Просмотров: 100
Версия для печати

Империя

В этот день, 22 октября (2 ноября) 1721 года, в ознаменования Ништадтского мира со Швецией, завершившего 21-летнюю Северную войну, царь Пётр I принял титул императора, а Россия стала империей.

Пётр взошёл на российский престол в апреле 1682 года, в 10-летнем возрасте, после смерти бездетного царя Федора Алексеевича, однако до 1689 года был "младшим" царём вместе со старшим братом Иваном при регентше — царевне Софье. После смерти Ивана в 1696 году стал единодержавным царём. Волевой, работоспособный и целеустремлённый, Пётр провёл крупные реформы в России, касающиеся всех сфер общественной жизни и направленные на преодоление отсталости страны от ведущих западных держав. Делом всей жизни Пётр считал усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене.

При Петре Россия укрепилась на берегах Азовского моря, после Персидского подхода присоединила земли на побережье Каспийского моря, а в результате победы в долгой Северной войне получила выход к Балтийскому морю. Была основана новая столица — Санкт-Петербург, у России появились регулярная армия и военно-морской флот.

После заключения Ништадтского мира Россия стала великой евразийской державой. В честь этого события Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора с формулировкой: "Как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны". 22 октября (2 ноября) в Троицком соборе Санкт-Петербурга прошла торжественная церемония принятия Петром нового титула. Это означало принципиально важные перемены в международном положении России — признание нового титула русского царя означало признание претензий России на роль одного из лидеров мировой политики того времени. Императорский титул Петра первыми признали Пруссия и Голландия, затем Швеция (1723), Турция (1739), Соединённое Королевство и Австрия (1742), Франция и Испания (1745), Речь Посполитая (1764).

Звёзды

В 1937 году, 2 ноября, на пяти башнях Московского Кремля зажглись знаменитые рубиновые звёзды, ставшие одним из самых узнаваемых символов СССР, а позже — России.

Идея заменить царских двуглавых орлов на башнях Кремля на новые символы обновлённой страны неоднократно возникала с 1917 года. В 1930 году специалисты реставрационных мастерских дали заключение, что орлы никакой исторической ценности не представляют, и их было решено заменить на звёзды. 18 октября 1935 года с башен Кремля сняли двуглавых орлов, а 24 октября на Спасскую башню была водружена первая пятиконечная звезда. Затем их установили на Троицкую, Никольскую и Боровицкую башни. Звёзды были изготовлены из нержавеющей стали и красной меди, облицованной медными золочеными листами. В середине каждой звезды с двух сторон находились серп и молот, украшенные уральскими самоцветами. Каждый из символов весил полторы тонны и имел индивидуальный рисунок, звезды, установленные на Спасской и Никольской башнях, была величиной 4,5 метра, на Троицкой — 4 метра, на Боровицкой — 3,5 метра. В те времена не было строительных кранов, способных поднять звёзды на башни, в итоге для каждой башни был изготовлен специальный кран на консоли, укреплённый на верхних кирпичных ярусах.

Первые звёзды украшали Кремль почти два года, однако не слишком хорошо вписывались в архитектурный ансамбль Кремля из-за своих размеров, тяжело нависая над башнями. К тому же через год уральские самоцветы на украшениях потускнели и потеряли свой праздничный вид. Было решено установить к 20-летию Октябрьской революции новые рубиновые звёзды, причём не на четырёх башнях, а на пяти — в том числе на Водовзводной.

Эскизы новых звёзд разработал Федор Федоровский, предложивший форму, размеры и рисунок символов в зависимости от размеров каждой кремлёвской башни. Пропорции были рассчитаны настолько удачно, что с земли звёзды кажутся одинаковыми, несмотря на то, что их установили на башни различной высоты. Самая маленькая трёхметровая звезда была установлена на Водовзводной башне, на Боровицкой — 3,2 метра, на Троицкой — 3,5 метра, самые большие, по 3,75 метра — на Спасской и Никольской башнях.

Для звёзд было сварено рубиновое стекло по уникальному рецепту, с добавлением селена, а также разработаны специальные лампы накаливания огромной мощности (3700 и 5000 Вт) и система вентиляции, позволяющая избежать перегрева. Звёзды освещаются изнутри днём и ночью, причём для сохранения сочного рубинового цвета днём они подсвечиваются сильнее. Без подсветки рубиновое стекло выглядит тёмным даже при ярком солнечном свете. Кроме того, звёзды вращаются при изменении направления ветра.

В Великую Отечественную войну звёзды, как и весь Кремль, были замаскированы, а с сентября 1945 по февраль 1946 года была проведена их реконструкция.

Для замены ламп и монтажа оборудования в 1980 году на башнях установили электрические лебёдки, однако основные механизмы остались прежними — образца 1937 года. Моют звёзды один раз в пять лет. За всю историю звёзды гасли дважды: во время Великой Отечественной войны и при съёмках "Сибирского цирюльника" (1998) Никиты Михалкова.

Режиссёр

В 1906 году, 2 ноября, в Милане родился знаменитый итальянский режиссёр театра и кино, один из основоположников неореализма Лукино Висконти. Его отец был аристократом, миланским герцогом Висконти ди Модроне, потомком правителей Милана и известнейшим театральным меценатом. Семеро детей в семье воспитывались в строгих правилах. С юности Лукино Висконти увлёкся театром, а в 1936 году уехал в Париж, где по рекомендации Коко Шанель устроился ассистентом к режиссёру Жану Ренуару. В годы Второй мировой войны сблизился с коммунистами, активно помогал Сопротивлению, за что чудом избежал казни, а левые взгляды и симпатию к компартии сохранил на всю оставшуюся жизнь.

В 1942 году Висконти снял свой первый полнометражный фильм — "Одержимость" по роману Джеймса М. Кейна "Почтальон всегда звонит дважды". Ещё до окончания войны поставил множество спектаклей в разных итальянских театрах, а в 1945 году вместе с другими кинематографистами выпустил документальный фильм в память об антифашистском Сопротивлении — "Дни славы". В 50-е годы успешно сочетал работу в театре и в кино, работал как с современными сюжетами, так и с экранизациями классиков: "Самая красивая" (1951), "Белые ночи" по повести Ф.М. Достоевского (1957),"Рокко и его братья" (1960), "Леопард" по роману Джузеппе Томази ди Лампедуза (1963), "Туманные звёзды большой медведицы" (1965), "Гибель богов" (1971), "Семейный портрет в интерьере" (1974). За фильм "Леопард" Висконти получил Золотую пальмовую ветвь — главный приз Каннского кинофестиваля.

В 1971 году Висконти снял "Смерть в Венеции" — экранизацию одноимённого рассказа Томаса Манна. Этот фильм заслуженно считается одним из шедевров мирового кинематографа. За него Висконти получил юбилейную Золотую пальмовую ветвь в честь 25-летия Каннского фестиваля. В 1972 году вышел фильм "Людвиг", завершивший так называемую "германскую трилогию". В 1976 году Висконти снял свой последний фильм "Невинный" по роману Габриэле д’Аннуцио и хотя много и тяжело болел, не мог расстаться с режиссурой. Умер Висконти 17 марта 1976 года.

лента
новостей
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную