День в истории: в Америке паровоз разогнался до 100 миль в час, СССР начал воевать с Финляндией, а на одесский маяк установили электрическое освещение
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Тимофей Бутенко
Не дождетесь
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
30.11.2015 | 08:30
День в истории: в Америке паровоз разогнался до 100 миль в час, СССР начал воевать с Финляндией, а на одесский маяк установили электрическое освещение
Просмотров: 93
Версия для печати

Война

30 ноября 1939 года началась Советско-финская война, получившая название Зимней. Официальным поводом к этому послужил артиллерийский обстрел территории СССР, который, по заявлению советской стороны, был совершён с финской территории. В свою очередь, пограничная служба Финляндии заявила, что стрельба велась с территории Ленинградской области и речь идет о провокации. 28 ноября СССР объявил о денонсации договора о ненападении с Финляндией, а 30 ноября Красной армии был дан приказ о нападении. В СССР сообщили, что целью войны является обеспечение безопасности Ленинграда, а не присоединение или советизация Финляндии: "Это – злостная клевета... Мы стоим твердо за то, чтобы свои внутренние и внешние дела решал сам финляндский народ, как это он сам считает нужным", – заявил народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов по радио 29 ноября.

Современные историки допускают, что на самом деле товарищ Молотов мог недоговаривать, а причина начала войны могла быть совершенно иной — уже осенью 1939 года в стране Советов сформировали корпус финской народной армии, которая должна была помочь коммунистам прийти к власти в Хельсинки и объявить о создании Финской демократической республики, поскольку рядовые финны активно сопротивлялись насаждению советской власти.

Одержать победу "малой кровью" у советских войск не получилось: армии не удалось за первые три недели не только, как планировалось, дойти до Хельсинки, но даже прорвать первую полосу финских позиций. Наступление полностью остановилось на Карельском перешейке. Война продолжалась на протяжении всей зимы 1939 года - к концу февраля советские войска вышли к финским тыловым оборонительным позициям рядом с Выборгом. Сражение за этот небольшой город продолжалось вплоть до заключения перемирия. Параллельно с этим в Москве, поняв, что коммунисты в Финляндии не имеют ни малейшего шанса на победу, начали переговоры по завершению войны. В итоге 12 марта 1940 года был заключен мирный договор, по которому к СССР отошёл Карельский перешеек, часть полуостровов Рыбачий и Средний на Севере и был сдан на 30 лет в аренду полуостров Ханко. Примерно в это же время Лига наций признала СССР агрессором и исключила его из своего состава.

Маяк

История Одесского порта тесно связана с "династией" Воронцовских маячных огней и маяков. Они сменяли друг друга, совершенствуясь и перестраиваясь по мере разрастания города и увеличения объема приходящих в порт грузов. Один из первых не только в Одессе, но и во всем Черном море маяков заработал в декабре 1827 года на краю Большефонтанского мыса. Строительство маяка на мысе Большой Фонтан началось 2 августа 1823 года по указанию губернатора края графа Воронцова по проекту инженер-майора Гаюи. Через четыре года подрядчики - Симеон Томазини и Карл Гаджини - завершили постройку сооружения. Помимо приглашенных специалистов и одесских инженеров над постройкой маяка трудились и луганские рабочие — они изготовили чугунный фонарь.

Спустя еще некоторое время к работе приступил известный в то время мастер Мублик, который начал отделывать рефлектор серебряными листами. Для этой работы понадобилось 14 серебряных листа. В итоге на морском побережье появилось 30-метровое сооружение, на вершине которого зажигались 13 ламп с деревянным или суренным маслом. Огонь маяка был виден мореплавателям за 20 миль. 30 ноября 1867 года маяк был модернизирован — освещение стало электрическим: для этого на маяке появился магнитоэлектрический генератор переменного тока. Это был первый в России и четвертый в мире электрический маяк. Через 20 лет на него была установлена лучшая на то время сирена — английская, рев которой был слышан за пять миль.

В начале прошлого века на берегу Черного моря активизировались оползни, в итоге пришлось построить новый маяк, который разместился подальше от обрушающегося берега, а старую башню, которая вот-вот грозила опрокинуться в море, взорвали в 1933 году.


Самый удачливый в мире поезд

В 1934 году в мире техники случилось важное событие — построенный в 1934 году паровоз "Летучий шотландец" стал первым паровозом, развившим скорость в 100 миль в час. Судьба этого паровоза с самого начала была достаточно яркой — еще в 1924 году его показали посетителям выставки, посвященной железнодорожному транспорту, в качестве "флагмана" компании Лондонских и Северо-Западных железных дорог Соединенного королевства. "Летучий шотландец" понравился публике, о нем написали сразу несколько газет, что натолкнуло железнодорожников на мысль вывести паровоз на "элитный" маршрут Лондон — Эдинбург. Расстояние в 631 километр железная махина преодолела за 8 часов. В конце ноября 1934 года паровоз поборол свой собственный рекорд — разогнался до 100 миль в час с прицепленными пассажирскими вагонами, чего до тех пор не удавалось ни одной машине. В 1947 году паровоз прошел модернизацию, наполовину поменяв "внутренности", став таким образом снова одним из самых мощных и современных локомотивов Англии.

В Соединенном Королевстве паровоз трудился до 1963 года. После чистки рядов подвижного состава Британской железной дороги эту машину купил Алан Пеглер, который вернул локомотиву его изначальный вид. До 1968 года Пеглер устраивал для всех желающих "потешные" круизы, воссоздавая атмосферу паровозных перевозок прошлых лет. Особой популярностью пользовались знаменитые восьмичасовые рейсы "Летучего шотландца" из Лондона в Эдинбург. Дела шли успешно, и в 1969 году Пеглер отправился в США, прихватив с собой паровоз. В Америке машину облюбовали фанаты транспорта и обеспеченные жители. Через некоторое время Пеглер обанкротился и паровоз чуть было не оказался на свалке, однако машиной заинтересовался американский миллионер Уильям Макалпин, который вернул "Летучего шотландца" на родину и отремонтировал его. В 1988 году паровоз отправился в Австралию — машина принимала участие в празднованиях по поводу 200-летия высадки в бухте Сиднея первых поселенцев из Англии. Паровоз полюбился и австралийцами, которые решили оставить его себе и вывели его на трансконтинентальный рейс Сидней — Перт. В конце августа 1989 года "Летучий шотландец" установил еще один рекорд для паровозов, пройдя без единой остановки 711 миль.

Затем локомотив снова пересек океан и опять оказался в Англии, где его снова отремонтировали, после чего паровоз приобрел неназванный богач из Нью-Йорка, который перевез локомотив в США.

лента
новостей
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную