День в истории: христиане западной традиции отмечают сочельник, а на улицах Англии появился первый автомобиль
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Тимофей Бутенко
Дедовщина
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
24.12.2015 | 08:30
День в истории: христиане западной традиции отмечают сочельник, а на улицах Англии появился первый автомобиль
Просмотров: 663
Версия для печати

Праздник

Сегодня, 24 декабря, католики и протестанты всего мира отмечают сочельник (в западнославянских странах он называется Вигилия) — канун Рождества и один из самых таинственных и торжественных дней в году. Сам праздник начинается по традиции с торжественной вечери, ужина – после того как на небе появится первая звезда. Только тогда семья собирается за праздничной трапезой, обмениваются пожеланиями, а в славянских странах также принимают облатки – специальный традиционный пресный хлеб с изображениями на религиозную тематику. Стоит отметить, что облатка на вигилийном столе занимает особое место: после ее вкушения считается, что находящиеся за одним столом гости должны простить друг другу все обиды, потому зачастую хозяева умышленно заставляют преломить пресный хлеб враждующих людей — после этого они просто не имеют права злиться друг на друга.

В зависимости от страны и конкретного региона количество блюд на вигилийном столе отличается: традиционно их было 12, причем у богачей все угощения из рыбы считались одним блюдом. Кроме двенадцати традиционным числом считались 7, 9, 12 – семь дней недели, девять ангельских хоров, двенадцать апостолов. Подавать мясо запрещалось в связи с тем, что сочельник является последним постным днем в году.

Еще одной важной традицией этого вечера является количество людей за столом. При последней трапезе Христа тринадцатым человеком был Иуда Искариот, именно поэтому число 13 стараются обойти, считая его приносящим несчастья. Кроме этого, в некоторых странах накрывают один пустой прибор для умершего родственника или зашедшего на огонек путника. Самым добрым и теплым обычаем по праву считается приглашение на трапезу людей одиноких.

В Германии и других лютеранских странах готовиться к сочельнику начинают еще раньше, чем в католических: куда бы вы ни пошли, повсюду можете встретить рождественские венки, которые символизируют время адвента, то есть ожидания рождения Христа.  В первое воскресенье декабря лютеране зажигают одну свечу, во второе – две, затем третью, четвертую, а за ней уже и Рождество стучится в дверь. Еще один символ приближения праздника – это так называемый адвенткалендарь (Adventskalender) с двадцатью четырьмя окошечками, в которых лежат маленькие сюрпризики, в основном сладости. На каждом окошечке – даты с первого по двадцать четвертое декабря. В Баварии женщинам принято собираться в кругу друзей и соседей и вместе печь рождественское печенье — Plätzchen. Тут радостно помогают и дети.  На подоконниках и на столах ставят рождественские звезды – цветки с темно-красными листьями, по форме напоминающими звезду. Ближе ко дню Рождества устанавливается и украшается елка. Каждый, кто приходит в это время в гости или просто заходит в дом, должен обязательно посмотреть и похвалить елку, это считается хорошим тоном.

Битва

В 1653 году в этот день произошло знаковое событие: войско украинского гетмана Богдана Хмельницкого в союзе с татарами разгромило поляков под Жванцев — небольшим городком на берегу Днестра. Недовольство украинцев начало активно копиться с 1596 года — момента подписания Брестской унии, согласно которой православная церковь на территории Речи Посполитой должна была перейти под власть Папы Римского. Произошедшие перемены были восприняты частью украинского общества как попытка загнать их в подполье. В итоге растущим недовольством воспользовался Богдан Хмельницкий, о личности которого сохранились крайне скудные сведения: в частности, историки полагают, что сам Хмельницкий происходил из шляхетского рода, однако неизвестно, было ли так на самом деле.

Из-за холодов и недостатка продовольствия положение польского войска было очень тяжелым. После поражения поляки вынуждены были заключить довольно унизительный мир с крымским ханом, чтобы только разорвать его союз с Хмельницким. После этого татары с королевского позволения стали опустошать Украину, чего от своих недавних союзников не ожидал Хмельницкий.

В итоге гетман попросил о принятии в подданство российского царя. В то же время Богдан писал королю польскому Яну Казимежу: "Найяснейший милостивый король, пан наш милостивый. Согрешили мы, что взяли в плен гетманов и войско вашей королевской милости, которое на нас наступало, согласно воле вашей королевской милости, разгромили. Однако просим милосердия и, чтобы строгость гнева вашей королевской милости не привела нас к десперации, ожидаем теперь ответа и милосердия; верно возвратимся назад, а сами на услуги вашей королевской милости съедемся".

Примерно с таким же содержанием, заверениями в верности, покорности и вассалитете писались письма и крымскому хану, и турецкому султану: историки полагают, что Хмельницкий не хотел идти к кому-либо на службу, а лишь затеял дипломатическую игру. Тем не менее на Земском соборе вопрос о принятии Богдана Хмельницкого с войском запорожским в московское подданство был решен положительно.

Немногим позже - 18 января 1654 года - в городе Переяславле (сегодня Переяслав-Хмельницкий) была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Малороссии выбрать кого-нибудь из четырех государей - султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского - и отдаться в его подданство, простой народ закричал: "Волим под царя московского!" Намного меньше энтузиазма испытали митрополит и духовенство, а также старшина, которые мечтали о самостоятельности Малороссии.

Прогресс

В 1801 году на западе Англии в городе Камборн местный механик Ричард Тревитик продемонстрировал публике первый паровой автомобиль. Изобретение Тревитика было рассчитана на восемь пассажиров и приводилась в движение паровой машиной с котлом. Уголь в котел подбрасывал стоявший на запятках кочегар. Спустя практически 30 лет такие машины стали самым быстрым транспортом того времени — их скорость достигала 24 километров в час, а сами машины получили название омнибусов. В 1834 году паровой омнибус Мачерони и Сквайра показал рекордную для тех лет надежность — 2740 км без какого-либо ремонта. Серьезной проблемой омнибусы стали для лошадей, которые страшно пугались грохочущих экипажей и становились попросту неуправляемыми. Насолили омнибусы и конным компаниям, а также владельцам дорог, поскольку не каждая мостовая выдерживала тяжелый паровой экипаж с мощным котлом.

В итоге в 1865 году был принят закон о красном флаге, согласно которому впереди омнибуса должен был бежать человек, предупреждавший о возможной опасности. Это сильно снизило скорость экипажа, поскольку ни один человек не в состоянии разогнаться до 30 километров в час, однако, даже несмотря на эту существенную трудность, паровые автомобили просуществовали до 1910 года.

лента
новостей
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную