День в истории: изгнание Рождества, "потемкинские деревни" и смерть одного из самых страшных нацистских преступников
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Наталия Гливенко
Не хуже Африки
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
13.01.2016 | 08:30
День в истории: изгнание Рождества, "потемкинские деревни" и смерть одного из самых страшных нацистских преступников
Просмотров: 122
Версия для печати

Праздник

Сегодня, 13 января, в Швеции и соседних северных странах отмечается необычный праздник — День святого Кнута. В русскоязычной версии этот праздник чаще всего называют днем Канута. Вероятнее всего, это название произошло от английского St. Canute. Традиционно у западных христиан этот праздник отмечается на двадцатый день после Рождества, отсюда и первая часть названия праздника - tjugondag, которая переводится буквально "двадцатый день". В лютеранских странах, к которым относится и Швеция, считается, что именно 13 января необходимо попрощаться с зимними праздниками, на что указывает широко известная поговорка "В день Кнута прогоняется Рождество". Об этом же свидетельствуют и её многочисленные вариации. В частности, в Дании Рождество "выметают", а в Финляндии "вытанцовывают".

Эти поговорки связаны с обычаем выбрасывать в этот день ёлки и устраивать по этому случаю народные гулянья, причем в каждом регионе они происходят по-своему: например, на юге Швеции детвора сооружает чучело человека, прислоняет его к двери соседа и начинает активно шуметь. Когда находящийся в доме человек решит посмотреть, что же происходит на улице, чучело падает в его объятья. К "туловищу" соломенного человека необходимо прикрепить записку со словами: "Кнут пришел, Рождество прогнал. Не давай ему стоять, к соседу подкинь опять". По обычаю человек, ставший жертвой шутников, должен поймать озорников и нарядить их в рваную одежду. Если это удаётся, то считается, что подкинувшему чучело весь год будет сопутствовать неудача в любовных делах, если же поймать хулигана не получилось, то чучело подбрасывается другому соседу. Тот, к кому "перекочует" соломенный человек к вечеру, считается неудачником. С наступлением темноты шведы выходят на улицу и поют песню "Нет Рождества и огня в свечах, нет больше шнапса во всех домах!"

"Потёмкинские деревни"

В этот день в 1787 году Екатерина II в сопровождении двора и гостившего у неё австрийского императора Иосифа II отправилась с проверкой в Крым, недавно присоединённый к России. Путешествие затянулось, и на побережье Черного моря путешественники прибыли только к весне. На полуострове государыню встречал один из её многочисленных фаворитов — Григорий Потёмкин, которого некоторое время назад удостоили титулом светлейшего князя Таврического за присоединение полуострова. Именно тогда и появились рассказы о "потёмкинских деревнях": в то время пока в Петербурге аристократы полагали, что на юге России нет особых проблем, на деле всё обстояло совершенно иначе, в связи с чем Потёмкин решил поразить Екатерину показным благополучием. Для этого вдоль пути следования императрицы в срочном порядке установили декорации зажиточных домов, издалека согнали празднично одетых крестьян и даже привезли откормленный скот. Чтобы убедить Екатерину в том, что народ Крыма не голодает, власти на местах наполнили мешки песком и выдали это за муку, а в Кременчуге и других городах спешно разбили парки, причем посадка деревьев производилась из ряда вон плохо, в связи с чем насаждения погибли после приезда императрицы. Пытаясь показаться перед императрицей рачительным хозяином, Потёмкин построил в Херсоне крепость, которая, однако, не выдержала и первой грозы. Впоследствии выражение "потёмкинские деревни" стало нарицательным.

Современные историки относятся к "потёмкинским деревням" крайне неоднозначно — в то время когда одни утверждают, что подобные события действительно имели место быть, другие пребывают в уверенности, что речь идет о мифе, запущенном клеветниками России.

Чудовище

Мало кто знает, что больше всего евреев в годы Второй Мировой войны погибло не в Германии, а в Латвии. По свидетельству автора многочисленных книг о Холокосте Леонида Коваля, после освобождения Риги в 1944 году из 80 тысяч евреев Латвии в живых осталось всего 162 человека. Самое страшное заключается в том, что убивали евреев не только гитлеровцы, но и потерявшее рассудок от геббельсовской пропаганды местное население.

Одним из таких отрядов командовал некто Виктор Арайс, которого описывали как "розовощёкого крепкого красавца". Он не имел никаких принципов и готов был подстроиться под любые обстоятельства. В 1940 году, после того как Латвия стала частью СССР, он поступил в университет, сдав все экзамены, в том числе и по марксизму-ленинизму. После прихода гитлеровцев Арайс тотчас же заявил, что "разуверился в социализме", и создал свой отряд. Будучи неплохим оратором и психологом, Арайс вербовал в свою команду как бывших военных и полицейских, так и студентов и даже школьников. Большинство из них имели родственников, пострадавших от советской власти. Новоприбывшим бойцам он заявлял, что намеревается добиться независимости Латвии от "красного террора", однако по факту превращал своих соратников в убийц.

В 1942 году за проявленное "усердие" гитлеровское командование присвоило Арайсу звание штурмбаннфюрера (майора) SS, а в июле 1943-го он был награждён Крестом боевых заслуг с мечами. До сих пор невозможно назвать точное число убитых Арайсом и его командой, поэтому чаще всего историки останавливаются на цифре в 100 тысяч, подчеркивая, однако, что она может быть явно заниженной.

Когда исход войны стал очевиден, Арайс не растерялся и подался в Германию, где и встретил капитуляцию, устроившись под фамилией жены наборщиком текста в типографию Франкфурта. В 1975 году германские власти наконец смогли его вычислить. На суде Арайс сожалел лишь о том, что "всех расстрелять не удалось, а потому остались живые свидетели". Так как в Германии была отменена смертная казнь, то он получил максимум - пожизненное заключение. Умер один из самых кровавых палачей минувшего столетия в тюрьме Кассау в день своего рождения - 13 января 1988 года. До конца жизни он так и не покаялся в содеянном.

лента
новостей
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную