День в истории: В СССР разрешили расстреливать детей, цензоры укоротили "Бриллиантовую руку", а в России показали первый мультфильм
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Виктория Гиндес
Многоуважаемый штамп
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
08.04.2016 | 08:30
День в истории: В СССР разрешили расстреливать детей, цензоры укоротили "Бриллиантовую руку", а в России показали первый мультфильм
Просмотров: 189
Версия для печати

Фильм

В субботу, 8 апреля 1972 года, в 18.15 по московскому времени по советскому телевидению показали бессмертную комедию Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука". Это был третий показ этого фильма по центральному телевидению, причем самый печальный. Дело в том, получившие указание цензоры, вооружились ножницами и обкарнали ленту, выкинув из нее ряд эпизодов. В частности, была сокращена сцена соблазнения Горбункова белокурой красоткой в гостинице. Непонятно, что именно заставило партийное руководство пойти на такой шаг, ведь с момента выхода фильма на экраны страны в 1969 году его успели посмотреть практически все. Одним из зрителей "новой" версии фильма стал и Юрий Никулин: увиденное крайне огорчило его. Спустя месяц в интервью "Литературной газете" он заявил: "Недавно шла по телевидению "Бриллиантовая рука" в каком-то непонятном сокращенном варианте. Ощущение такое, словно держишь в руках любимую книгу, а кто-то взял и повырывал из нее страницы. Понимаю, что все это недоразумение, оплошности. Но нам, актерам, такие оплошности кровь портят..."

Трагедия

8 апреля 1935 года (по другим данным - 7 апреля) в СССР разрешили расстреливать детей старше 12 лет. Официально постановление строго очерчивало круг преступлений, за совершение которых в отношении несовершеннолетних могут применяться все меры наказания — "уличённые в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытке к убийству". Опасаясь непонимания со стороны общества, советские пропагандисты поспешили сообщить, что казнить детей можно только в исключительных случаях и на данный шаг власти пошли только из-за того, чтобы победить растущую в стране безнадзорность. История сохранила память о четырех расстрелянных 16-летних подростках, приговор в отношении которых был вынесен в конце 1937 года. Трое из них, уже находясь в тюрьме, будто бы "вошли в группу заключенных, которая враждебно настроена к существующему строю", в то время как четвертый пошел еще дальше - посмел "по собственной инициативе из озорных и хулиганских побуждений наколкой татуировки на левой ноге, выше колена, нарисовать одного из вождей Коммунистической партии. Свой поступок сопровождал выражениями оскорбительного характера".

Стоит отметить, что до сих пор мнение общественности и историков относительно данного постановления кардинально расходятся: в то время когда одни считают, что смертельные приговоры в отношении несовершеннолетних выносились крайне редко и были совершенно справедливы, другие видят в таком поступке "отца народов" особый цинизм, который до сих пор был осужден обществом. 

Праздник

Сегодня в нашей стране отмечается День российской анимации, которая в 2012 году отпраздновала вековой юбилей, вернее, столетие со дня премьеры первого российского мультфильма под названием "Прекрасная Люканида". Это была работа биолога Владислава Старевича, рассказывающая про несчастную любовь из жизни насекомых. Кукольная анимация имела огромный успех не только в России, но и за рубежом. Мультфильм поразил зрителей прежде всего техникой — многие искренне верили, что перед ними показывают движущиеся фотографии насекомых, а не рукотворные модели. На самом же деле мультфильм являлся пародией на засилье в кинематографе того времени эффектных псевдоисторических сюжетов из аристократической жизни

Старевич не делал тайны и охотно делился с журналистами методом своей работы: "Естественно, сначала насекомое нужно соответственно подготовить. Не так уж трудно пропустить сквозь лапки тонкую проволочку, прикрепив её воском к туловищу. Я сделал из пластилина "поле битвы", чтобы иметь основание, в котором держались бы лапки насекомого. С движениями жуков трудностей не было. Продумав будущую схватку рогачей, я набросал основные позы. При съёмке я делил каждое движение на ряд фаз. Для каждого кадра устанавливал свет".

Отличное знание повадок насекомых, которых биолог изучал много лет, и использование метода покадровой съёмки позволяло ему добиваться в своих фильмах потрясающей пластики. "Действительно, по экрану путешествовали настоящие, словно живые, объёмные жуки, они играли свои "роли". О Старевиче говорили как о новом кинематографическом чуде", - вспоминал один из его соратников.  

лента
новостей
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную