Прозрения и трагедия Андрея Белого
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Виктория Гиндес
Многоуважаемый штамп
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
27.10.2010 | 17:29
Прозрения и трагедия Андрея Белого
Просмотров: 191
Версия для печати

В музее Федина состоялась литературная гостиная, посвященная  130-летию "теоретика  символизма".

Андрей Белый - выдающийся русский поэт, писатель, искусствовед и видный деятель русского символизма. Своеобразие личности, динамика исканий и открытий всегда были и остаются в центре внимания исследователей его творчества.

Математик, поэт и мистик, проповедник и "великолепный клоун", как назвал его Блок.  Контрасты Белого поражали современников, споры о художественных новациях Белого, о значимости его наследия ведутся и теперь, становясь все более острыми.

Борис Бугаев (настоящее имя Белого) родился в семье профессора-математика Николая Бугаева. С детства  Борис увлекался поэзией, а в юности -  буддизмом, оккультизмом и литературой. Будучи студентом физико-математического факультета Московского университета, он опубликовал свой первый сборник   "Северная симфония". О талантливом молодом человеке заговорили в литературных кругах. Он взял себе литературный псевдоним   Андрей Белый. Цвет символизировал чистоту, духовность и успокоение.

Перу Белого принадлежит немало литературно-публицистических статей. Главнейшей его теоретической работой является книга "Символизм". На вечере прозвучали стихи и отрывки из романов Андрея Белого,  фрагменты его статей о литературе и искусстве, воспоминаний о нем.

В литературной гостиной приняла участие д.ф.н., профессор кафедры теории и истории литературы Педагогического института СГУ Наталья Мокина.  Рассказывая об одном из основоположников теории русского символизма, Наталья Васильевна не могла не коснуться его  различных философских концепций любви. Красивые теоретические построения на бумаге, в жизни оборачивались трагедиями и сломанными судьбами.  Это видно на примере отношений любовного треугольника Блок - Менделеева -  Белый. Все, кто знал Белого, отмечали его неземную красоту: вьющиеся белокурые волосы, синие глаза, обрамлённые тёмными ресницами. "Удивительное это было существо. Вечное играние мальчика, скошенные глаза, танцующая походка, бурный водопад слов - вечное враньё и постоянная измена", - так писала о нем Зинаида Гиппиус. Чувственность, утончённость и загадочность притягивали к нему женщин. Супруга Блока, Любовь Менделеева, неожиданно открыла ему свои чувства. Юноша ответил взаимностью, и они стали близки. При этом Блок оставался самым близким другом Белого. 

"Я была брошена на произвол всякого, кто стал бы за мной ухаживать", -  писала в своих воспоминаниях Менделеева, которой муж не уделял должного внимания.  Белый знал, что их любовь обречена, однако разорвать эту порочную связь любовникам не удавалось. Они мучили друг друга два года, то расставаясь, то снова соединяясь. Любовь Дмитриевна не желала разрушать семью, а Белый, видя страдания Блока и своей возлюбленной, предпочитал не предпринимать никаких действий.  В 1906 году Блок написал знаменитую пьесу  "Балаганчик" об этом "тройственном союзе". Тогда же Любовь Менделеева, окончательно запутавшись в отношениях, решила на время расстаться с любовником. За десять долгих месяцев Белый начал подумывать о самоубийстве, а Менделеева все не могла определиться. Наконец она сообщила поэту, что остаётся с мужем, а его хочет навсегда вычеркнуть из жизни. Расставшись с ней, подавленный и покинутый, Белый отправился за границу. За два года, проведенных за рубежом, он создал два сборника стихов, которые были посвящены Блоку и Менделеевой.

Вернувшись в Россию, Белый женился на Асе Тургеневой, прожил с ней несколько лет, и вот опять мучительное расставание. Его последней подругой стала Клавдия Васильева. К  этой тихой, покорной и заботливой женщине поэт не испытывал нежных чувств, однако держался за неё, как за спасительницу. Белый умер у неё на руках в 1934 году в Москве.

лента
новостей
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную