Снова в «Школу»
НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Кирилл Кашкин
Достучался до небес
в контакте  |  facebook  |  twitter
СОЦСЕТИ
РЕПОРТАЖ   26.04.2010 | 15:14
Снова в «Школу»
Просмотров: 160
Версия для печати

без названия

Корреспондент ИА «Версия-Саратов» снова попал в школу. Только теперь в «Школу молодых журналистов», которая стартовала 9 апреля в Москве.  Это был первый семинар второй «Школы», которая изначально была проектом Года молодежи. Дебют школы молодых журналистов  состоялся осенью 2009 года. Ее создание было инициировано зампредом комитета по делам молодежи Госдумы РФ и по совместительству экс-звездой художественной гимнастики Алиной Кабаевой. В этом году она решила возобновить занятия и ШМЖ вновь открыла свои двери для еще одной сотни журналистов из 50 регионов России. «Обучение» в ней состоит из двух двухдневных семинаров, первый из которых проходил в Москве, а второй состоится осенью в Санкт-Петербурге.

Муравейник

Москва встретила меня «тепло». На градуснике – где-то плюс 15. Раннее утро, в высоких окнах Павелецкого вокзала играют многочисленные солнечные зайчики. В воздухе витает свежесть, под ногами – мокрый асфальт, как будто только что прошел дождь. Еще нет семи, но город уже живет полноценной жизнью. Наверное, как и любой мегаполис, Москва никогда не спит. В который раз убеждаюсь, что это город-муравейник! Только рассвело – все уже куда-то бегут, торопятся, путаются друг у друга под ногами. И что самое интересное – ты тоже вливаешься в этот ритм. Город как бы пожирает каждого, кто сюда попадает, и ты начинаешь себя вести абсолютно так же, как и остальные: суетиться и бежать куда-то сломя голову и упершись взглядом в землю. Ты принимаешь правила игры.

И поэтому почти не замечаешь, что Москва, оказывается, красивый город. Даже с миллионами жителей, с тысячами домов и архитектурных сооружений. Во всем этом царстве стекла и бетона в то же время находится место красоте, которая воплощается и в цветах на клумбах в ВДНХ, в прохладе леса на Воробьевых горах и великолепии фонтанов в Царицыно. Взять хотя бы метро. По результатам многих опросов оно (абсолютно заслуженно!) – самое красивое метро в мире. 44 его станции были названы памятниками архитектуры. Иностранцы считают его одной из главных достопримечательностей столицы наряду с Красной площадью и Кремлем. Захожу внутрь – там тихо. А в ушах до сих пор стоит эхо прогремевших здесь на всю страну взрывов.

Жизнь в «Космосе»

без названия

Семинары проходили в гостинице «Космос», где все участники и жили. Да, той самой, по которой рассекала на «мазде» Жанна Фриске в «Дневном дозоре». Перед входом в гостиницу стоит большая статуя Шарля де Голля, на голову выше среднестатистической статуи Ленина, что в советские времена была в каждом городе. Судорожно соображая, что же здесь делает де Голль, захожу внутрь. Изнутри «Космос» похож на какой-то международный аэропорт, например, имени того же де Голля. Обширное пространство, массивные колонны, маленькие диванчики, множество всяких магазинов с сувенирами и ресторанов… Но больше всего в том, что это аэропорт, убеждало невообразимое число иностранцев с чемоданами, снующих туда-сюда. Кого там только не было! И немцы, и итальянцы, и американцы, и шведы, и корейцы, и китайцы…  Так и казалось, что вот-вот раздастся характерный «бип» и объявят посадку на рейс в Гонолулу или на Кубу.

После регистрации получаю магнитный ключ от номера, карту гостя и иду к лифту. Там всех с распростертыми объятиями встречает охранник, который просит что-то предъявить, и только потом пропускает. В номере, что примечательно, нет верхнего света. Есть торшер и два настенных светильника, а вот потолок, что называется, девственно чист! Наверное, сэкономили на лампочках, чтобы хватило на статую Шарлю де Голлю снаружи. Из окна открывается роскошный вид на Останкинскую телебашню, стелу у музея Космонавтики и проспект Мира, который круглосуточно до отказа забит машинами. Снизу, на площадке у входа в гостиницу, какой-то мужчина в пиджаке и галстуке активно приседает. Наверное, охранник делает утреннюю гимнастику, как говорится, не отходя от кассы.

Брилев: «Я –никто!»

без названияПосле легкого завтрака в ресторане отправляемся в конференц-зал «Нептун» (название тоже «космическое»). А там уже хозяйничают Рен-ТВ-шники, которые интервьюируют некоторых участников по мере того, как те в порядке живой очереди регистрируются. Все получают одинаковые папочки с логотипом ШМЖ с фирменными блокнотами внутри, радуются и садятся на свои места. Затем с незначительным опозданием прибыла Алина Маратовна, которая во всех смыслах выглядела как «красна девица»: начиная от румянца на щеках и заканчивая пиджаком. Не хватало еще однотонной дорожки. Через какое-то время на сцене появился Сергей Брилев. Нужно сказать, что из заявленной темы дискуссии – «В чем разница между телевидением и газетой» – мы не услышали почти ничего, пока кто-то из присутствующих не задал соответствующий вопрос.

Сергей начал свой «мастер-класс» с того, что опровергнул лживую, по его мнению, теорию, «что мы все скоро станем жертвами Интернета». Объяснил он это тем, что грядет цифровая революция, и скоро всех нас ожидает страшный зверь по имени «мультиплекс». Это означает, что по всей стране будет налажена передача 12 каналов цифрового вещания. Как отметил Сергей, передавать информацию в цифре значительно дешевле. Вскоре экран монитора станет универсальной цифровой информационной площадкой для всех типов СМИ. Не за горами тот момент, когда телевизор превратится в компьютер.  «За мультимедиа – будущее! На сайтах в Интернете уже не только электронная версия газет, но и видео-, и аудиоматериалы, а также новостная лента и иногда радио», - отметил Брилев.

Ведущий новостей на телеканале «Россия» также рассказал участникам семинара о системе общественного телевидения, широко распространенном в Европе, на котором «отсутствует реклама и журналисты обязаны быть объективными». Такое ТВ существует за счет аудитории – каждый гражданин страны платит налог на телевидение, причем, даже если вы слепой, вы все равно платите, только 50 % от суммы. В США каждый канал представляет интересы какой-то партии, что особенно заметно во время выборов. «Моя мечта - чтобы мы шли по европейскому пути, так как это объективнее. Но если у нас ввести этот налог, мы не сможем собрать нужной суммы». По мнению Брилева, «в России есть только свободная пресса. Любая другая – запрещена».

В ходе беседы Брилев резко высказался о блогах, назвав их «помойкой»:  «Я понимаю, когда политики заводят блог, он им понятно зачем нужен… а вот что касается журналистов – зачем? Ну, есть площадка в СМИ – там и высказывайся!»; и подчеркнул, что свой блог никогда не заведет: «Я - никто! Ну кто я? Почему я должен вести свой блог? Меня кто-нибудь выбирал? Нет. Я являюсь… инженером  человеческих душ? Нет. Тогда зачем?! Все мы – журналисты – самопровозглашенные умные люди, но в то же время - никто», - резюмировал Сергей Борисович. Нашу беседу пришлось досрочно завершить, так как Сергей Брилев срочно отправился в аэропорт, дабы успеть на самолет в Киев, и, как он сказал, по пути поговорить с очередным героем (единственный шанс это сделать) и прилететь обратно.

Ирина Петровская: «Телекритика не с меня началась!»

без названия

К выступлению Ирины Петровской мы основательно подготовились и не менее основательно подкрепились. Ее секция, в отличие от предыдущей, вполне соответствовала своему названию - «Телевидение между рейтингом и нравственностью».

Героиня секции для начала в очередной раз открыла Америку, сказав, что она всю свою жизнь отдала телевидению, и заодно рассказала о своей специализации — телекритике. Когда она пришла в профессию, телекритика только начала формироваться в ее современном понимании, отметила она: «Тогда не было системного анализа и освещения. Но публикации были. Телевизионная критика, естественно, не с меня началась. У меня были предшественники, но они в большей степени были теоретиками и аналитиками. А вот такой подход системного обозрения появился, как раз когда я вошла в профессию».

Критик, по мнению Петровской — это особый угол зрения. «И рано или поздно превращаешься в писателя общественных нравов. Выступаю с позиции зрителя, чуть более «насмотренного» и обученного, чем простой зритель. Я настаиваю на субъективности своего мнения, потому что объективности как таковой в мире не бывает. Каждую неделю мне приходится писать обзор, выбирая то, что мне кажется самым важным и принципиальным».

Знаменитый телекритик не могла удержаться от  того, чтобы покритиковать современное телевидение. «Сейчас наступает момент истины, когда что-то едва ощутимо начало меняться в отношении общества к телевидению... Это в концентрированном виде недовольство телевидением и несоответствием между рейтингом и нравственностью», - отметила Ирина Евгеньевна. «Это, прежде всего, проявилось во время только что прошедших ужасных террористических актов и того, как наше телевидение на это реагировало. Потому что рейтинг обязывает телевидение ориентироваться на массовый вкус, на поголовье зрителей и на то, что может их увлечь и развлечь. К сожалению, морально-нравственные законы приходят с этим в противоречие. Если высокий рейтинг дает нечто «низкое», то мораль и нравственность предполагает стремление к «высокому», необходимость соответствовать нормам и законам человеческой жизни», - сказала Петровская.

«К сожалению, эта ситуация показала, что телевидение не просто не готово оперативно развертывать свою деятельность и не хочет этого делать, потому что оно на этом потеряет. Рейтинг — это в первую очередь коммерческий интерес. Все мои коллеги и зрители были шокированы тем, как каналам не хватило такта, ума, но и, возможно, указания сверху изменить хотя бы программу, для того чтобы случившееся не приходило в ужасающее противоречие с телевизионным контекстом, - возмутилась Ирина Евгеньевна. -  Разумеется, сегодня все телеканалы зависят от государства, но, тем не менее, ничего не мешало руководителям каналов изменить сетку. Видимо, на специальные выпуски требовалось специальное разрешение.  Выяснилось, что каналы не хотят и не могут как оперативно меняться, так и соответствовать общественным потребностям».

Наталья Иванова: «В России всего 37 % населения читает книги»

без названия

Перед следующей секцией был короткий кофе-брейк.  Короткий — потому, что кофе очень быстро закончился, а подливать еще нам отказались, сославшись на исчерпанный лимит. Оказывается, кофе в «Космосе» - это дефицит! Когда все наконец-то собрались после перерыва, наша следующая гостья уже была на месте. Ею оказалась представительная немолодая дама — заместитель главного редактора «толстого» журнала «Знамя», литературовед Наталья Иванова. Тема ее лекции — «Русская литература для журналиста». Она сразу заявила, что «русская литература — это свой национальный код, наша «национальная идея». Главная идея, повторяющаяся лейтмотивом в ее лекции — нам нужно больше читать. В России, по ее словам, всего 37 % людей читают книги и менее 1/3 населения покупают примерно 1 книгу в год.

«В журналистике в последнее время возникает все больше путаницы, ошибок и непроверенной информации. Поэтому молодому журналисту просто необходимо больше читать!» - убеждена литературовед. «Если ребенка не научить чистить зубы, то он никогда не будет этого делать. Потому что привычки нужно формировать с детства. То же самое с чтением. В нашей стране есть два богатства,   считает Наталья Борисовна: «Это нефть и культура, в первую очередь — литература. Но если первое — исчерпаемый ресурс, то второй неисчерпаем».

Только им нужно уметь пользоваться. Написание материала на окололитературные темы требует высокой степени подготовки. По словам замглавного редактора «Знамя», если журналист, беря интервью у писателя, не знает литературного контекста, книги и самого писателя, то у него ничего не получится. «Поверхностный взгляд унижает и самого журналиста, и того писателя, о котором он пишет», - подчеркнула Иванова. «Что больше всего огорчает при просмотре СМИ, так это скудный словарный запас. Люди знают максимум 325 слов! Я призываю вас, как своих коллег, думать глубже и главное - читать! Ведь мы имеем дело со словом. Мы — трансляторы культуры, мы должны ее передавать из поколения в поколение, иначе она исчезнет...» - с запалом проговорила Наталья Борисовна. «Как сказал Достоевский, человек сочиняет сам себя. Журналист должен понимать, что он — личность и постоянно самосовершенствоваться. Только развивая себя каждый день, можно что-то сделать!»

В финале своего выступления Наталья Иванова дала краткий обзор современной литературной эпохи, назвав авторов, которых стоит читать, издательства и литературные премии, за которыми стоит следить. «Современная литература — массовая, модная. Она делает акцент на привлечении внимания, на низменных интересах общества. Тем самым ухудшается интеллектуальный отбор: люди, которые привыкли к низшему, с трудом могут вернуться к высокому и интеллектуальному». В связи с этим она видит огромную роль журналиста в просвещении нации: «Нужно навести лучик света на темное царство, показать, что есть что-то другое. Так, например, сериалы по классическим произведениям — «Идиот», «Мастер и Маргарита» заставляют взрослых людей перечитывать (или читать впервые) русскую классику». Беседа с литературоведом была признана многими участниками семинара как одна из самых интересных, если не самая интересная за весь день.  Лектор произвела на всех неизгладимое впечатление.  Больше всего нас поразил колоссальный объем информации о литературе самого различного характера и эпохи, которыми она владеет.

«24» новости

без названияНо и на этом бесконечный первый день семинара не закончился! Перед ужином мы делали презентации своих СМИ. Эта секция, хоть и была очень утомительной (представьте себе 50 презентаций подряд!), но не менее занимательной, чем все предыдущие. Мы наконец-то познакомились друг с другом и даже успели перенять какой-то опыт у своих коллег из других регионов.

Второй день семинара был менее информативен. Утро началось с экскурсии по медиахолдингу «РЕН». Нам провели экскурсию по всему телеканалу, показали и рассказали, где и при каких обстоятельствах «делаются» новости, разрешили посидеть в кресле ведущего новостного выпуска и пофотографироваться на месте Марианны Максимовской. Также прямо на своем рабочем месте свой мастер-класс провел заместитель гендиректора компании «РЕН» по информационному вещанию Алексей Абакумов. Во второй половине дня одну из секций должна была провести Марианна Максимовская, но в связи с трагедией под Смоленском она не смогла приехать. Зато у второй группы выступил с мастер-классом ведущий новостей «24» Михаил Осокин.

без названияДвухдневный семинар завершила лекция директора Международного центра некоммерческого права в РФ  Дарья Милославская. Она обратила наше внимание на различные правовые проблемы, с которыми журналист может столкнуться в своей работе, дала множество практических советов, как не попасть впросак и оставаться защищенным в правовом плане. А также ответила на многочисленные вопросы аудитории и впервые за два дня заставила участников встать со своих мест и заняться каким-нибудь делом. Она разделила нас на группы и дала задание проанализировать центральные газеты на предмет их соответствия правовой грамотности. Мы подошли к этому заданию творчески и с юмором, так что наш отчет напоминал скорее юмористический концерт.

Вместо подведения итогов первого семинара «Школы  молодого журналиста» стоит отметить пару моментов. С одной стороны, это великолепная возможность в дружеской, фактически неформальной обстановке пообщаться со знаменитыми журналистами, задать им все вопросы, которые висели в воздухе, и еще чему-то научиться. А с другой (и это не менее, а может быть, даже более ценно) — это бесценная по своей значимости площадка для обмена опытом. Ведь на семинаре в каждой группе были собраны 50 работающих журналистов со всех уголков страны — от Калининграда до Владивостока, из самых разных СМИ, которые могли поделиться друг с другом своими идеями и успехами. 

без названия

 

 

другие материалы
рубрики
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (17)
27 апреля 2010, 11:44

Чё-т ни о чем...

ответить
27 апреля 2010, 11:48

Ну покупка книг, на мой взгляд, не показатель. Многие электронные версии сейчас читают, потому что хорошие книжки зачастую стоят как чугунный мост)

ответить
27 апреля 2010, 16:27

Брилев опять за свое. Да знаем мы, что ты НИКТО. 

ответить
28 апреля 2010, 12:12

А автор - студент, что ли какого нибудь дурацкого ИФИЖа? Зачем ездить на практику в Москву, если опыта набираться надо ЗДЕСЬ!

ответить
28 апреля 2010, 12:32

Ну почему сразу дурацкого? Не надо судить по себе!) Каждый при желании может выжать максимум знаний из любого образования.  А что касается опыта, то я считаю - надо использовать любую возможность его набраться, и уж тем более перенимать у коллег из столицы! Где, скажите, у нас в Саратове журналисты такого уровня как Абакумов, Петровская, Венедиктов, Колесников? А здесь пусть набираются опыта те, у кого нет возможности поехать в Москву!

ответить
28 апреля 2010, 15:04

лохи тут короче пусть опыту набираюца, которых в москву не взяли{#emotions_dlg.biggrin}

ответить
29 апреля 2010, 11:23

Ну не скажите... В Саратове есть достаточное количество талантливых и профессиональных журналистов, с которыми молодежь между прочим может поработать плечом к плечу. Вот если бы вы не одну лекцию прослушали, а устроились на "Эхо" или в столичный "Коммерс", тогда бы и фыркали, вьюноша.

ответить
29 апреля 2010, 11:24

согласна по поводу талантливых и профессиональных журналистов в Саратове

ответить
29 апреля 2010, 12:00

Я ни в коем случае не отрицаю наличия талантливых журналистистов в Саратове... Вот только никто из них в университете не преподает, а надо бы... Практика - наша единственная возможность перенять у них опыт!

Из реплики "глазастого" следовало, что поездка в Москву была чуть ли не бесполезной тратой времени и что местный опыт якобы "лучше". Возможно, он в чем-то полезнее, так как носит прикладной, местный характер. Но, согласитесь, уровень журналистов в столице все-таки повыше будет... И возможность пообщаться с признанными мэтрами журналистики и перенять опыт у них - дорогого стоит!

ответить
29 апреля 2010, 12:07

Студент, вы кажется путаете понятия теории и практики. Какие бы лекции вы не слушали, это не практика. Практика - это когда вы делаете, а вас на ходу поправляют, направляют и учат.

И... смею поинтересоваться... таки переняли?{#emotions_dlg.mail1}

ответить
29 апреля 2010, 17:21

По-моему, вы меня просто не поняли. Скорее, это вы путаете понятия опыт и практика. Под практикой я в данном случае понимаю летнюю практику, которую все студенты-журналисты проходят в местных СМИ после каждого курса. А опыт, к вашему сведению, понятие более широкое, и его можно получить не только на практике. А, в частности, через рассказы маститых акул пера о своей журналистской практике (кстати, здесь под словом практика я понимаю практическую деятельность, это так, для ясности).

ответить
29 апреля 2010, 17:36

Практика - наша единственная возможность перенять у них опыт! (с)

Я не путаю, я цитирую{#emotions_dlg.good}К сведению.

 

ответить
29 апреля 2010, 18:16

{#emotions_dlg.dash1}Ну я же говорю, не поняли. Перечитайте тот пост еще раз. Перечитали? А теперь подумайте.

Я всего лишь хотел сказать, что был бы рад, если бы у нас на ИФиЖе теорию журналистики преподавал кто-нибудь из местных "мастеров слова", и параллельно делился бы опытом, как это делают, к примеру, в МГУ. Поэтому практика, КОТОРАЯ, ПОВТОРЯЮ, У НАС СЛЕДУЕТ ПОСЛЕ КАЖДОГО КУРСА, - "наша единственная возможность перенять у них опыт". Но и она не особо помогает - штатникам обычно некогда, да и неохота таскаться с молодыми практикантами, которых в большинстве случаев пускают на самотек. Вот нам и приходится, бедным, самим выплывать!

ответить
29 апреля 2010, 18:52

Ну тут уж все претензии к Прозорову. У вашего дорогого ВВП сегодня день рождения, если я не ошибаюсь? Вот и спросили бы у него, как вам бедным так жить.

Кстати, потактичнее бы перед руководством сайта. Они вас все-таки на практику взяли, а вы про "неохота" да "самотек" пишите. Еще обидятся. Нехорошо получится.

ответить
30 апреля 2010, 10:34

Кое в чем вы все же ошибаетесь! А причем тут руководство сайта?! Я вообще-то тут работаю, а не практику прохожу!!!

ответить
30 апреля 2010, 10:45

Да, сразу видно, что тут Андрюша Болкунов и компания руку приложили, если у вас слово практика ассоциируется только с летней практикой для университета... Есть такое понятие как "практикующий журналист". Это так для справки. Ну, к Болкунову и иже с ним это не относится, хотя они искренне уверены в обратном. 

Ну, удачи. Работайте, набирайтесь опыта!

ответить
30 апреля 2010, 11:19

Да что ж вы все какие непонятливые! Для меня слово практика многозначно! (см. выше) Но в данном случае речь идет о журналистской практике. Только не говорите мне, что в словосочетании "взять на практику" был скрыт какой-то иной смысл!

Спасибо.

ответить
на главную