Людмила Багуцкая: «Мы ждем поддержки с любой стороны»

<b>Людмила Багуцкая</b>: «Мы ждем поддержки с любой стороны»

Тема ситуации в ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» все еще не сходит с повестки дня. До сих пор в новостных лентах нет-нет, да промелькнет информация о проблемном институте. Тем временем, сотрудники утверждают, что кризис 2009-го ударил по производству не так сильно, как в конце 90-х, а причины трудностей, скорее, субъективные. О положении в учреждении мы беседуем с председателем профсоюза крупнейшего в городе проектного института Людмилой Багуцкой

<b>Людмила Багуцкая</b>: «Мы ждем поддержки с любой стороны»Тема ситуации в ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» все еще не сходит с повестки дня. До сих пор в новостных лентах нет-нет, да промелькнет информация о проблемном институте. Тем временем, сотрудники утверждают, что кризис 2009-го ударил по производству не так сильно, как в конце 90-х, а причины трудностей, скорее, субъективные. О положении в учреждении мы беседуем с председателем профсоюза крупнейшего в городе проектного института Людмилой Багуцкой.

- Людмила Николаевна, судя по последним новостям, приходящим из «Саратовгражданпроекта», в институте никак не может пройти конкурс на должность директора. Что происходит в учреждении?

- Для нас оказалось совершенной неожиданностью то, что в конкурсе участвует всего один человек – представитель коллектива. Так что, по официальной версии, конкурс не состоялся из-за отсутствия конкуренции. Но, надо сказать, ходят слухи, будто конкуренты все же были, просто они «внезапно» куда-то исчезли.

Сейчас в нашем институте официально не ведутся сокращения, но, я подозреваю, что они произойдут стихийно – в учреждении два месяца не платят зарплату. Некоторые сотрудники подают заявление об уходе по собственному желанию. Прошлому руководителю, по большому счету, не надо было затевать «борьбу» с коллективом, вполне достаточно было создать условия невыплаты денег - и люди самостоятельно покинули бы свои рабочие места без шума и пыли.

- Вступив на «тропу войны», коллектив все же сумел сместить бывшего директора Вячеслава Миронова. Вы считаете это победой?

- В некоторой степени – да. Для института это положительный момент, нам удалось избавиться от некомпетентного руководителя. Тем не менее, Вячеслав Николаевич пошел на повышение - на должность председателя регионального комитета капитального строительства.

Во время борьбы коллектив очень сплотился. Когда мы открыто выступили против управленческой политики нового руководства, профсоюз организации увеличился - до 80 процентов всех работников. Я считаю, что это показатель того, что люди понимают: производственные проблемы нужно решать сообща.

Озвученная Мироновым программа вполне могла быть воплощена в жизнь. Если бы мы не выступили, прошло бы и акционирование, и выселение в другое помещение. Из крупнейшего в городе проектного института численностью более 300 человек (после сокращения осталось 250) сделали бы фирмочку на 80 работников. Прецеденты же есть: НИПИ «Гипропромсельстрой», например.

- Тогда за вас пыталась вступиться КПРФ, была ли ими оказана реальная помощь?

- Я не могу сказать конкретно, чем нам помогла КПРФ, но результат есть: наши обращения возымели эффект. Я думаю, что это результат общей кампании, в которой сыграли свою роль профсоюз, СМИ и коммунисты, депутаты и все, кто оказался неравнодушен к нашим проблемам. Мы к ним обращались, они быстро реагировали. В тот момент нам требовалась любая поддержка.

- Сокращения, которые планировались зимой, все же прошли в полном объеме?

- Да, все состоялось, правда, не совсем так, как мы ожидали. Не сократили часть администрации, хотя мы на это рассчитывали, ведь в ГУПП очень большой штат руководства, зарплаты у них немалые и, соответственно, большая нагрузка ложится непосредственно на работников. Гораздо разумнее, как нам видится, было бы убрать двух-трех управленцев - и сохранить таким образом пять классных специалистов или десять человек молодежи, но, разумеется, на такую меру руководители не пошли, свои кресла дороже. Вот такая чаша весов.

- Вы не отслеживали, чем занимаются сокращенные сотрудники?

- Почему же? Интересовалась, тем более что со многими я поддерживаю дружеские отношения. Большинство высвобожденных специалистов устроились в другие фирмы, наших людей с распростертыми объятиями принимают в любую компанию. В «Гражданпроекте» ведь очень сильная база, а у большинства выпускников учебных заведений, которые, минуя наш институт, идут трудиться в частные фирмы, нет понимания проектной работы.

Очень жалко, что в тот период самостоятельно ушли многие молодые амбициозные и перспективные сотрудники, уже набравшиеся профессионального опыта.

- Кстати, институт – единственное учреждение, где проходят практику студенты строительных специальностей?

- Сейчас как раз началась пора производственных практик, студенты ходят толпами по институту. К нам устраиваются не только архитекторы, но и геологи, топография. Они тут получают те знания, которые не смогут получить в стенах вузов. Заключены договоры с СГУ, СГАУ, СГТУ. Одно дело - безответственно нарисовать что-то, совсем другое – когда ты имеешь дело с реальными проектами. В целом же, чтобы стать настоящим специалистом, требуется, как правило, лет пять. Если «Гражданпроекта» не станет, таких базовых знаний, как у нас, студенты больше не получат нигде.

- Каждая новость о ГУПП «Саратовгражданпроект» в последнее время сопровождается множеством комментариев на форумах, мол, правильно, что уволили дармоедов, надо переходить на рыночные рельсы и т.д. Кому могут быть выгодны такие комментарии?

- Когда в Интернете шла перепалка, многие высказывания исходили от явно непонимающих ситуации пользователей. Институт находится в рыночном пространстве с 90-х годов, т.к. работает на хозрасчете и не пользуется бюджетными дотациями. К тому же приносит прибыль областному бюджету. «Содержать дармоедов» ему невыгодно. А на вопрос, кому это нужно?.. Полагаю, это могло быть выгодно нашим оппонентам.

- Кажется, совсем недавно облдеп-строитель Леонид Писной где-то заявил, что строителям и проектировщикам можно будет «отдыхать», работы вообще не будет. Как вы думаете, такое утверждение соответствует действительности?

- Я не могу согласиться с Леонидом Александровичем в полной мере. Смотрите, что происходит: нереализованного жилья по городу огромное количество, но рыночная цена не падает. Из этого мы можем сделать вывод: возврат вложенных в строительство денег для застройщиков пока необязателен, у них есть на что строить, а задержки имеются исключительно перед проектировщиками, возможно, рабочими.

У нас имеется ряд застройщиков, которые получили проектную документацию, но денег мы не видим. Ведь у нас же не та ситуация, когда нет работы - ее полно, просто многие заказчики не считают нужным платить за это. Они говорят: «Нет денег».

- Неужели никак нельзя справиться с нерадивыми заказчиками?

- Да вы что! Это такая структура, где завязаны все: министерство, застройщики. Мы в этой цепочке – слабое звено, я это очень хорошо почувствовала, когда шли переговоры.

- Давайте вспомним ситуацию, когда ряд помещений ГУПП «Саратовгражданпроект» планировали передать Арбитражному суду. Тогда депутат областной думы Александр Ландо активно выступал за сокращение площадей проектировщикам, а то и вообще за переселение их в другое меньшее помещение - якобы за ненадобностью. История получила какое-нибудь продолжение?

- Все затихло. На постоянно действующем совещании при зампреде правительства Александре Стрелюхине нам заявили, что никто нас не тронет. Ну а у господина Ландо была интересная позиция - в том, что нужно больше судов… Видимо, профилактика не нужна, только суды. Да, он здесь столько наговорил о том, что институт не нужен, что он занимает много места, средств у него нет – он не может содержать здание. У Фемиды федеральные деньги – они приведут помещение в порядок, сделают из него конфетку.

Доля правды есть: у них деньги налогоплательщиков – сколько надо, столько и попросят, а мы зарабатываем себе сами. А производство, похоже, их меньше всего волнует, им невдомек, что не будет производства – не будет и арбитражных судов.

- После прихода на должность и.о. директора института Евгения Кутепова изменилось настроение в коллективе?

- Настроение не изменилось, потому что он временный человек. То есть опять ощущение грядущих перемен. Непонятно, чего конкретно ждать, поэтому и настроение такое же. Кутепов исполняет директорские обязанности спокойно, со всеми очень лоялен. По крайней мере, с его приходом администрация стала вести себя намного скромнее по отношению к сотрудникам - это уже плюс.

Постоянный директор сразу бы назначил аудит финансовой деятельности, выяснил, почему у нас такие задержки по зарплатам, по коммунальным платежам. К сожалению, этого не происходит.

Тем не менее, коллектив настроен на работу, мы ждем помощи и от Дмитрия Федотова, и от нового министра строительства Дениса Филиппова. Хотелось бы, чтобы бывший директор Вячеслав Миронов тоже оказывал нам поддержку. Надеемся, что власть поймет: институт – это курица, несущая золотые яйца, вряд ли разовая прибыль от, например, сдачи в аренду здания после нашего выселения, принесет больше золота.