«Пенная вечеринка»

25 июня 2010, 18:53
«Пенная вечеринка»

Вчера на Саратовском нефтеперерабатывающем заводе состоялись ежегодные учения по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В этот раз, как сообщила руководитель пресс-службы НПЗ, в отличие от прошлых лет,  условия проведения учений максимально приближены к реальным. В этом году была разработана целая легенда, которая имитирует гипотетическую ситуацию техногенной катастрофы. По тактическому замыслу произошло сильное землетрясение с эпицентром в районе Дагестана, настолько сильное, что его отголоски докатились и до нашей области...

Вчера на Саратовском нефтеперерабатывающем заводе состоялись ежегодные учения по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В этот раз, как сообщила руководитель пресс-службы НПЗ, в отличие от прошлых лет,  условия проведения учений максимально приближены к реальным. В этом году была разработана целая легенда, которая имитирует гипотетическую ситуацию техногенной катастрофы. По тактическому замыслу произошло сильное землетрясение с эпицентром в районе Дагестана, настолько сильное, что его отголоски докатились и до нашей области, где тоже прошла волна землетрясений силой в 6 баллов по шкале Рихтера с усилением на отдельных участках до 7 баллов. Это вызвало оползень на том месте, где находится «Саратовский НПЗ», что в свою очередь привело к разрушению резервуара и выбросу нефти с ее последующим возгоранием. Каждый из таких резервуаров может содержать до 50000 тонн нефтепродуктов. Кроме того, есть угроза выброса нефти в Волгоградское водохранилище.

Для транспортировки журналистов НПЗ выделил отдельный автобус, видимо, чтобы мы не потерялись и централизованно перемещались с одного объекта на другой. Но, вероятно, главной причиной этого были соображения безопасности. При посадке в автобус всех заставили пристегнуться — такова корпоративная политика, объяснил водитель. Когда мы приехали на место проведения учений, нас долго не хотели пропускать на территорию завода через КПП (а потом и выпускать). Как оказалось, списки с нашими фамилиями еще не подвезли. Через какое-то время в автобус зашел проверяющий, пересчитал нас и на всякий случай предупредил, что курить на территории завода запрещено, и мы наконец заехали внутрь.

«С праздником! - радостно встретил нас один из сотрудников завода. Мы в ответ лишь недоуменно посмотрели на него. - А какой сегодня праздник? - спросил кто-то из коллег. «Когда учения, всегда праздник!» - не раздумывая, ответил тот и широко улыбнулся. По сценарию в тушении пожара должны были участвовать несколько пожарных расчетов, в том числе спасатели и скорая помощь, а также специальная техника, например, автоматический пенный подъемник.

События разворачивались строго по плану. Сначала приехали специалисты МЧС и оперативно развернули из прицепа штаб. Для большей реалистичности где-то у дальнего резервуара зажгли дымовую шашку. Затем на ближнем включили систему орошения — и вода начала равномерно стекать по бокам этой громадной бочки, создавая своеобразную водную пленку на ее поверхности. Недалеко от штаба поставили столик с мегафоном, за которым восседал комментатор всего происходящего — главный инженер завода, который голосом автобусного гида монотонно рассказывал присутствующим об особенностях устройства резервуаров. Свою речь он начал в том же духе: «Уважаемые гости! Сейчас вашему вниманию будут представлены учения...»

В это время к месту происшествия начали подъезжать пожарные расчеты, которых тоже остановили на КПП — видимо, проверяли документы... Затем приехала газоспасательная служба, которая сразу же пошла искать пострадавшего. Нашла. Вынесла. При взгляде на них сердце кровью обливалось. Даже мы, журналисты, стоя в теньке, изнемогали от 37-градусной жары. А что уж говорить о пожарных в полном обмундировании.... Один из них не выдержал, подошел и умылся из брандспойта.

Надо сказать, не все шло гладко у огнеборцев. Несколько раз выбивало рукав у пожарной машины и вода хлестала, что называется, мимо цели.... Иногда их действия были не совсем согласованы — как-то в момент подключения очередного брандспойта кто-то подал на него воду и она обдала подключавшего с ног до головы. Но, учитывая погоду, он наверняка был этому несказанно рад. Крепление подводило еще не один раз, и фонтаны воды то и дело били то там, то тут, один раз даже отцепился рукав с пеной, практически превратив пожар в пенную вечеринку.

А само место тушения пожара быстро превратилось в муравейник — все куда-то бежали и  суетились. Один из начальников накричал на подчиненного за то, что тот долго не мог найти нужный гидрант: «Где 15-й гидрант? - в ответ тот лишь замялся и опустил глаза, прямо как школьник, не выучивший урок. - «Где 15-й гидрант, я тебя спрашиваю?! На доске же сегодня рисовал...баран!». С разных сторон постоянно раздавались всевозможные междометия и восклицания, на какие только способен великий и могучий русский язык. Это придавало определенную атмосферу и шарм учениям. А мы, журналисты, пополнили свой лексикон несколькими новыми словами.

Вторым этапом стала ликвидация загрязнения реки «Назаровка», которая протекает по территории завода и впадает в Волгу. Из-за утечки нефти возникла опасность выброса нефтепродуктов в Волгоградское водохранилище. Сотрудники МЧС продемонстрировали нам свои навыки и оборудование на отстойных прудах завода, где вода проходит через несколько степеней очистки. Сотрудница пресс-службы НПЗ похвалилась, что после всех этих очисток, среди которых есть даже биологическая, вода становится чище, чем в Волге, а в прошлом году главный эколог завода ее даже пил.

Больше всего запомнился трактор, который подвозил оборудование. Он разгонялся по насыпи так, что стритрейсеры «нервно курят в сторонке» (что на территории завода запрещено). Между тем пожарные уже собрали скиммер — специальный аппарат для сбора нефти с поверхности воды и стали собирать им воображаемую нефть, якобы попавшую в речку. Неискушенному зрителю могло показаться, что они просто водили огромными швабрами по воде. Для того, чтобы не произошло подобного недопонимания, у этого действа тоже был свой комментатор, который оказался более колоритной личностью, чем предыдущий.

Вместо того, чтобы монотонно бубнить себе под нос, тот нагнетал обстановку, делал логические ударения, менял интонацию и вообще комментировал настолько эмоционально, что создавалось впечатление, будто мы находимся на стадионе во время футбольного матча. «Молодцы, ребята! Правильно все делаете!...Хочу отметить, что спасатели выкладываются на все сто!...Чувство локтя выручает в самые ответственные моменты труда!», - старался он, звонко проговаривая каждое слово. После окончания «трансляции» запыхавшийся герой - Александр Журлов, который оказался мастером нефтеловушек, еще раз прокомментировал нам происходящее. Всю его 10-минутную речь можно уместить в одной фразе: «Мы показали, как мы умеем работать».

Как заметил заместитель начальника областного управления МЧС Сергей Булгаков, «если подобная катастрофа произойдет в реальности, то возникнет большая угроза экологии города, связанная в первую очередь с вытеканием нефти в Волгоградское водохранилище. Может сложиться очень серьезная ситуация. Для того, чтобы ее избежать мы и проводим такие учения. Есть две основные угрозы чрезвычайных ситуаций на данном участке — пожар и разлив нефти, которые мы сегодня и разыграли».

Сотрудник МЧС также отметил, что не смотря на накладки, работали пожарные довольно слаженно: «Были, конечно, какие-то недочеты. Мы потом это все будем разбирать и выясним почему были допущены те или иные ошибки. Самое главное, действовали-то они правильно», - подчеркнул Булгаков.