Алексей Петренко: «За шесть раз я не сыграл Сталина как следует»

20 августа 2010, 16:39
<b>Алексей Петренко</b>: «За шесть раз я не сыграл Сталина как следует»

Элем Климов назвал как-то Петренко не персонажем, а персоной, говоря о том, что когда этот человек разнообразного таланта и обширного дарования иногда просто присутствует в кадре, то этого уже достаточно. Потому как есть игра, а есть момент присутствия персоны. Петренко — персона.

В Саратов народный артист Алексей Петренко приехал, чтобы в кои-то веке отдохнуть на Волге и встретиться со зрителем, ведь «Немеркнущая зрительская любовь» как приз,  полученный кинофестивале в Сочи, не ослабевает — и в этом мог убедиться каждый, кто находился в зале...

без названияЭлем Климов назвал как-то Петренко не персонажем, а персоной, говоря о том, что когда этот человек разнообразного таланта и обширного дарования иногда просто присутствует в кадре, то этого уже достаточно. Потому как есть игра, а есть момент присутствия персоны. Петренко — персона.

В Саратов народный артист Алексей Петренко приехал, чтобы в кои-то веке отдохнуть на Волге и встретиться со зрителем, ведь «Немеркнущая зрительская любовь» как приз,  полученный кинофестивале в Сочи, не ослабевает — и в этом мог убедиться каждый, кто находился в зале.

- Что изменилось у актера Петренко в новом веке?

- Подагра стала больше мучить, колено болит... Я на пенсию вышел. На пенсии очень хорошо: Лужков бесплатно позволяет ездить на метро, трамвае, троллейбусе и электричке - это большое подспорье. И вот что я удумал: сажусь на электричку и смотрю, сколько стоит билет до Москвы - 70 рублей, потом метро — 50 рублей, откладываю. На «Арбатской» стоят бомжи, ребята несчастные, я им эту сумму отдаю, и они довольны. Так я на пенсию окормляю других людей, спасибо большое партии и правительству за нашу счастливую старость (аплодисменты и смех в зале.) А так сильно ничего не изменилось, кроме того, что я остался один дома, Галина Петровна ушла... Перед тем как с вами встретиться, я побывал на Волге, помесил волжскую глину, пропитался волжским воздухом и лесом. И подумал - вот дурак, меня столько раз приглашали сюда, а я ни разу не ехал. Такое потрясающее место, люди добрые. Вы растете и развиваетесь, а я потихонечку езжу на электричках.

Сейчас у вас новый губернатор, он на вертолете летает, думает о пожарах. Наш губернатор Московской области вместе с Правительством сжег весь лес. Они долго думали: «Авось сегодня дождь пойдет?», пока весь торф не загорелся, и когда уже разгорелось донельзя — стали приглашать технику из Грузии, Армении и Италии. Гром грянул и правительство перекрестилось. Они что-то желают, как у Крылова в басне «Вельможа».

- Как давно вы пришли  вере, как она помогает вам?

- Вопрос довольно интимный. В советские времена нельзя было ходить в церковь, но я умудрялся. Еще когда мальчиком был, мама уходила на работу, а священник объезжал своих  прихожан на келейнике, заходил в дом, молился. В Советском союзе в красном углу вместо Христа с рушником стоял Ленин, а под под подушкой у хозяина обязательно икона была. Мама деньги оставляла, чтобы я их священнику передал, он молился, а я любопытный был, слушал. Раз он говорит: «А ты не хочешь в семинарию?» Не знаю, говорю, я у мамы спрошу. «Боже упаси, сынок, тебя же сгноят!» - сказала мама. Так как я был шкодливый, меня через день отец лупасил, и вот очередное происшествие в школе. Пока отец снимал ремень, я стал в угол и начал молиться, как умел: «Боже, если меня сегодня не отлупят, буду твой раб навеки...». Но отец решил свое дело, и я на какое-то время засомневался. Мы же эгоисты, думаем - раз просим, то нам должны помочь. К богу обращаются, когда трудно, а потом потихоньку отходят. Я воцерковлялся поздно. Когда все английский учили, я решил выучить церковно-славянский. Долбил-долбил, читал, ничего не понимая, а потом раз - и осенило! За то, что я был упорный, Господь даровал мне право понимать язык. Я пришел к выводу, что никакой писатель, пожалуй, только Гоголь, не приближается к тому, что сказано в писаниях и церковных книгах. Когда Горького спросил один молодой писатель: «С чего мне начинать?», то Горький ответил: «Читайте Библию и там учитесь».

Если бы мы  с вами выпивали, то я бы предложил тост: «Давайте выпьем за Украину — она не виновата».

- Расскажите о фильме «Агония» и о его режиссере Элеме Климове. Правда что вас перед ролью гипнотизирвали?

- Элема Климова сгноило бездействие, он хотел снимать «Мастера и Маргариту», а ему не дали, потом погибла его жена Лариса Шепитько, и он загрустил и запил. Работать с ним было одно удовольствие. Нет, меня никто не гипнотизировал — я сам гипнотизер. Тут было другое: я выиграл кинопробы, но Элем решил еще раз убедиться, подхожу ли я на роль Распутина и пригласил экстрасенса. Он со мной беседовал и дал мне железный кружок, я его подержал, он передал его Элему и спросил: «Покалывает?» «Да, покалывает» - согласился режиссер. «Значит, с энергетикой все в порядке», - сказал экстрасенс, но Элем Германович сомневался и пригласил Вольфа Мессинга. Мы остались с ним вдвоем и беседовали около часа. Он в основном рассказывал о том, как попал в Россию, о Сталине и о Берии, жаловался, что колено болит. Я ему стал советовать, как лечить, он интеллигентно соглашался. Старичок такой щупленький, маленького росточка с крупной головой. Когда мы вышли, все вокруг нас сгрудились, Мессинг спрашивает: «У вас есть фотограф? Я хочу с этим молодым человеком сфотографироваться, а завтра, если фотографии будут готовы, приезжайте ко мне на квартиру». Мы поехали, и он на фотографии написал мне по-латыни какие-то слова и «Я, Вольф Мессинг, мысленно всегда с вами. Алеша, у вас все будет хорошо». С этой фотографией я снимался, она, завернутая в картонку и целлофан, была со мной везде - и в огне и в воде. Прошло 37 лет и вдруг звонок: «Сейчас снимается художественный фильм «Вольф Мессинг». Вам предлагается роль Сталина...» Вот такие невероятные бывают вещи.

Об «Агонии» скажу только одно: если вы внимательно посмотрите фильм, то там нет разоблачения Распутина, что он развратник и совратитель. Николай II причислен к лику святых, но разве духовником у святого семейства может быть такой грешник? Господь Бог не допустил бы этого. Распутин - фигура не однозначная. К нему присматриваются, многие даже канонизировать его хотят, но это невозможно — когда его вытащили из реки, то в легких оказалась вода, а утопленник не может быть канонизирован.

- У вас 6 ролей Сталина, вам не страшно быть «главным Сталиным» российского кино?

- У меня все роли кровавые  - Сталин, Петр I, Генрих IV, первый президент Украины Петровский...  Если отождествлять актера и персонажа, которого он играет, то становится страшно. Я тогда давно должен был уже сбрендить и лежать в Кащенко. Я к этому отношусь как к творческой задаче и считаю, что за шесть раз я не сыграл Сталина как следует. Народ же не идиот, помните, на телевидении был рейтинг всех великих российских личностей, начиная с Пушкина? В нем Сталин был вторым. Людей же никто не заставляет голосовать за Сталина?! Помните его высказывание: «Кадры решают все»? Был такой эпизод: в угольной промышленности каждый год-два меняют министра, а она в провале. И вот Сталину докладывают, что есть такой Засятько, у него на  шахте ни одной аварии, все стахановцы, выдают на-гора бог знает сколько, но есть один недостаток — он слаб на спиртное. Сталин приглашает его в свой кабинет.

-         Здравствуйте, товарищ Засятько!

-         Здравствуйте, товарищ Сталин!

-         Как дела, как жена, как дети? - Засятько рассказывает, а Сталин внимательно слушает и говорит:

-         Давайте мы с вами выпьем по рюмочке? 

-         Можно, товарищ Сталин.

Засятьке приносят стакан водки, а  Сталину - бокал вина. Выпили, закусили и продолжают беседовать, как ни в чем не бывало.

-     Давайте еще по одной? - предлагает Сталин. Выпили. И опять ничего не изменилось.

-         Ну что, бог троицу любит? - опять говорит Сталин.

-         Нет, товарищ Сталин, - решительно накрывает стакан рукой, — Засятьку не узнаете.

-         Хорошо, товарищ Засятько, - соглашается Сталин и вызывает Берию: «Вот наш новый министр угольной промышленности. Проводите его, пусть принимает в министерстве дела». Это не анекдот, а реальный случай! И двадцать с лишним лет наша угольная промышленность была самая передовая и высокооплачиваемая отрасль. Сталин разбирался в людях, и у него не было счетов ни в швейцарских банках, ни в офшорах. Народ- то все видит и соображает, поэтому Сталин - второй.

- Вы собираете сказки, что нового приобрели?

- Сейчас вышел многотомник «Антология русской народной сказки». Так как книга уже не в моде, то сказку достать стало легче. У меня сказки не простые, а фолианты, записанные посланцами дореволюционного Русского географического общества. Там в транскрипции записан говор, если мне нужно сибиряка, вологодца или туляка играть - я беру соответствующие сказки. Это сказки для взрослых. Сейчас телевизор — великий сказочник, только не в ту сторону прогоняет... Я телевидение терпеть не могу, слава богу, что тут люди есть, а то бы я на телевидение не пошел. Но я записал программу — мне прочесть 24-серийные русские народные сказки для взрослых. Дальше не знаю, что с ними делать, боюсь, что на помойку их выбросят — никому это не надо. Сейчас интернет есть, вошел в Нью-йоркскую библиотеку, все раскрыл и прочел. А я книгу люблю подержать в руках, погладить, и чем она старше, тем больше я ее ценю, как дедушка бабушку. Думал, когда на пенсию пойду, буду зарабатывать тем, что ходить по детским садам сказки читать, меня покормят там.... (смех в зале). Пока мечта не осуществилась.

- Ваше отношение к фильму «Похороните меня за плинтусом»?

- Я не хотел сниматься, меня Светлана Крючкова уговорила. Повесть очень жестокая, хотя по новым временам она такая отрытая, но мне не нравится. Картина сделана с перебором. Есть, правда, одна необычная вещь — мы в конце 70-х со Светой играли «Женитьбу» Гоголя, я - Подколесина, она — Агафью Тихоновну. Подколесин, перед тем, как идти в церковь, выпрыгнул из окна и не женился. Проходит больше 30 лет, и мы с ней - «муж и жена». Если бы мы с ней тогда «поженились», то у нас было бы «Похороните меня за плинтусом». Она — сумасшедшая бывшая актриса и он тоже невменяемый Артист Артистович. Внука никто из них не любит.

Я согласился сниматься из-за монолога, когда мой герой напился, забрал магнитофон и пошел к другу, которому рассказывает про свою настоящую жизнь, что жена лежала в психиатрической лечебнице и ни одного дня не работала и т.д. А потом - звонок от нее, и он: «Да, да! Я бегу домой!» В этой сцене есть объем, а так получается, что два сволочных старика издеваются над бедным ребенком. Продюсер эту сцену вырезал! Раньше был худсовет, а теперь главный — деньгодатель. Кто финансирует, тот и диктует свои правила. Вот в «Ветке сирени» я сыграл Зверева, учителя Рахманинова. Там была сцена с прекрасным текстом, я прихожу на премьеру — а этой сцены нет, то есть она есть, но все, что делал учитель, теперь делает девочка - дочка продюсера. Он увидел выгодный, хороший эпизод и велел режиссеру меня вырезать, а дочку вставить, как говорится: «Испортил песню, дурак!»

Алексей Петренко считает, что восстановить взаимопонимание между народами можно, если петь друг другу песни на языках братских народов.

В завершении встречи он исполнил с женщиной по имени Азима -  «обрусевшей узбечкой из Кыргызстана», как она себя называет, одну из народных песен на кыргызском. Зрителям этот пример укрепления дружбы народов очень понравился.