Психоанализ федерального масштаба

13 декабря 2011, 18:05
Психоанализ федерального масштаба

Начитавшись публикаций (в основном, электронных) о событиях в Москве, люди шутили о том, что им нужно выполнить все важные дела на 15 суток вперед, большинство пришедших 10 декабря к цирку имени братьев Никиных к шести вечера обсуждали то, что их могут "забрать космонавты" и, наверное, были к этому морально готовы. Но ничего такого не произошло.

Наверное, ни в одной стране мира ни одни выборы не занимают столько времени (обычного и эфирного), как в России. Говорить о них начинают задолго, партии начинают агитацию тоже по мере возможности как можно раньше, ещё до официального ее старта. "ЕдРо" ее и вовсе не прекращает, а остальные стараются как можно раньше выбежать из-под полы, где живут от выборов до выборов. Потом уже идет официальная агитация, затем — сами выборы, а потом... После подсчета голосов процесс не завершается, а, кажется, лишь вступает в самую свою активную фазу — протесты, пресс-конференции оппозиции, митинги (как победивших, так и проигравших). Как одни, так и другие говорят о нарушениях. И, если первые готовы вторым их простить, то оппозиционеры достают из шкафа последнюю рубашку и принимаются старательно ее рвать. Старательно, но экономно: чтобы хватило на все пресс-конференции, митинги и акции протеста.

Минувшие же недавно выборы существенно отличаются от, например, мартовских, количеством желающих порвать на себе одежду да растительность и тем, что зачастую это количество не принадлежит к системной оппозиции. Это либо контингент, сознательно отделяющий себя от "прогнившей в корне" системы, либо люди, которые и вовсе никогда даже не интересовались политикой, или же делали это достаточно умеренно. К тому же эти люди не собирают пресс-конференции, а выходят на улицы. Федеральные телеканалы их выступления позорно не освещают, а полиция вяжет их пачками, а пачки складывает штабелями на 15 суток. Так было в Москве и немного - в Питере. Однако протесты коснулись не только столиц, но и большинства городов. Саратов — в их числе.

Начитавшись публикаций (в основном, электронных) о событиях в Москве, люди шутили о том, что им нужно выполнить все важные дела на 15 суток вперед, большинство пришедших 10 декабря к цирку имени братьев Никитиных к шести вечера обсуждали то, что их могут "забрать космонавты" и, наверное, были к этому морально готовы. Но ничего такого не произошло. Накануне все, кому не лень (а лень почти никому не было) пытались предугадать, сколько машин с ОМОНом (отрядом почему-то милиции особого назначения, вероятно потому что ОПОН на русском языке звучит как-то непрезентабельно) будет дежурить рядом, от какой и до какой точки будет стоять оцепление, да через сколько минут начнется "винтилово". Но, повторюсь, из этого не произошло ни-че-го... Ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Саратове...

Во-первых, площадь возле цирка не оцепили ни до начала акции, ни во время, ни после. Люди стояли, кричали, требовали, ругали, поносили, а полиция, которой в поле зрения было не так уж и много, бездействовала. В начале мероприятия выступили два леворадикала, которые заявили, что не являются организаторами, а ради безопасности собравшихся отнесли в администрацию Саратова уведомление об акции. Администрация ответила взаимностью и пообещала никого не забирать, если не будет призывов к революции. Один все же был, его автора полиции сдали сами участники акции.

Коммунисты Рашкин и Алимова перетягивали многоголосое лоскутное одеяло разношерстной толпы на себя и с деланным недоумением смотрели на тех, кто, по сути, побеспокоился и об их безопасности в том числе. В своем комментарии по поводу заваривающегося в интернете мероприятия Алимова заявила ИА "Взгляд-Инфо", что КПРФ участвует только в тех акциях, которые разрешены официально, но на эту прийти собирается (надо понимать, просто как гражданин) и зачем-то обвинила в трусости тех, кто акцию в интернете и собрал. На деле же аки нимбы держались над головами набирающих политические очки коммунистов бумажки с объявлением о том, что здесь и сейчас проходит встреча с избирателями депутатов от КПРФ. Всем прочим "великодушно" предлагался для выступлений мегафон. Как-то итоги выборов напомнило: люди пришли одну партию поругать, а вышло, будто вторую поддержали. Прямо как 4 декабря: все проголосовали "за кого угодно, кроме", а оказалось, что "выбрали" тех самых "кроме".

Ну да Бог с ней, с Алимовой, да и с приехавшим к землякам погостить Рашкиным тоже. Речь все же о другом — не задержали в ходе акции никого. Митинги по всей стране закончились, а саратовские оппозиционеры в один голос разочарованно вздохнули: "И это все?", да опасливо огляделись по сторонам. Все выступавшие поблагодарили собравшихся, те стоят, а полиционеры — не появляются. И где эта борьба, дух того, к чему нельзя призывать?

А вообще, отличный ход: как в группе психологической поддержки по Паланику. "Здравствуйте, меня зовут Эдвард, я недоволен результатами выборов, считаю, что меня обманули", — и рыдать в огромные сиськи потерявшего яички Боба.

А что, действительно: людям дали выговориться, кто-то из них, возможно, докопался до корня проблемы и на следующий сеанс не придет, те, кому нужен Бойцовский клуб вместо групп поддержки, не нашли того, что искали, и не придут, разочаровавшись. Так и проредится толпа до одной Алимовой, на чьи встречи с избирателями вовсе перестанут присылать полицейских.

Наша оппозиция, и системная, и нет, к сожалению, оказалась не готова к тому, что ей не будут мешать. Она требует, требует, требует, но почему-то не обещает ничего взамен. В духе "если вы не выполните наши требования, мы убьем еще одного уссурийского тигра". Таких угроз не было, а государство "выслушало" митингующих по всей стране и просто промолчало, отмахнувшись, как это делают с надоевшими детьми, постоянно дергающими за подол юбки, не очень внимательные мамаши.

Вот и выходит, что устроили стране эдакий сеанс психоанализа, позволили выговориться в надежде на то, что с негативными эмоциями, от которых психологи рекомендуют избавляться покричав (можно и лозунги), уйдет и настрой выходить на улицу. Тем более — декабрь: холодно и Новый год скоро...

Мало у нас, как в очередной раз на поверку выяснилось, "настоящих буйных", из-за которых собравшиеся в Москве 50 тысяч человек если и пойдут не в запланированную сторону, остановить их будет уже трудно — разве что только стрелять. Хотя, может, кому-то именно это и нужно?