Лошадиная доля

7 сентября 2012, 19:23
Лошадиная доля

Мы привыкли, что приставы обычно изымают за долги бытовую технику или квартиры. Но есть в их практике и такое понятие, как "движимое имущество". На днях саратовские приставы забрали единственное движимое имущество конного клуба "Пегас", где проводятся занятия иппотерапией для детей, больных церебральным параличом. Специалисты опасаются, что после этого состояние детей, заметно поправившееся благодаря занятиям в клубе, вновь ухудшится. Руководство "Пегаса" считает изъятие незаконными и решило оспорить его в суде. Корреспондент ИА «Версия-Саратов» попытался разобраться в ситуации.

 Лошадиная доляМы привыкли, что приставы обычно изымают за долги бытовую технику или квартиры. Но есть в их практике и такое понятие, как "движимое имущество". На днях саратовские приставы забрали единственное движимое имущество конного клуба "Пегас", где проводятся занятия иппотерапией для детей, больных церебральным параличом. Специалисты опасаются, что после этого состояние детей, заметно поправившееся благодаря занятиям в клубе, вновь ухудшится. Руководство "Пегаса" считает изъятие незаконными и решило оспорить его в суде. Корреспондент ИА «Версия-Саратов» попытался разобраться в ситуации.

 После дождичка в четверг

Первый скандал вокруг клуба разгорелся еще в 2007 году, когда бессменный директор лесопарка «Кумысная поляна» Виктор Буханов попытался выдворить «Пегас» с природной зоны. Незадолго до этого учредитель клуба Полина Рубашкина взяла несколько кредитов на сумму почти в полтора миллиона рублей и обустроила конюшню недалеко от лагеря «Березка». Буханов сначала потребовал с Рубашкиной ежемесячную арендную плату - 30 тыс. рублей, а потом и вовсе заварил ворота в конюшне и подал иск о выселении клуба с территории "Кумысной поляны". Под давлением общественности в 2010 году судебные тяжбы прекратились и помещение всё-таки сохранили за «Пегасом». Но осадочек остался. Как и долг в 800 с лишним тысяч рублей.

 Недавно этот долг стал причиной эскалации конфликта, который снова начал набирать обороты. Вечером в прошлый четверг приставы Ленинского отдела УФССП приехали на Кумысную поляну, чтобы забрать арестованное имущество. Как пояснила Нина Попова - поверенное лицо ООО «Конфис-трейд», торговой организации, которая занимается реализацией изъятого имущества, лошади были арестованы еще в мае за долги директора клуба Полины Рубашкиной. При этом, как уверяла Попова, животные еще не выставлялись на аукцион и могут быть возвращены должнику, если их не продадут в течение двух месяцев. Как выяснилось потом, эта информация не соответствовала действительности.

Корреспондент ИА "Версия-Саратов" прибыл на место в самый разгар событий. Происходящее напоминало эпизод передачи «Поле чудес». Главный приз - лошади - находились внутри закрытой конюшни. Представители службы судебных приставов Ленинского района уговаривали Полину Рубашкину открыть помещение, пугая 312 статьей УК о порче и сокрытии арестованного имущества. Та вежливо отказывалась, ссылаясь на то, что у нее нет ключей от конюшни, которые должны подвезти с минуту на минуту. 

Пока шли переговоры, Полина рассказала, что никаких документов, в том числе извещений об изъятии, она не получала. Она узнала о том, что у нее будут забирать лошадей, случайно, когда приехала в управление федеральной службы судебных приставов и услышала разговор сотрудников, которые решали, кто поедет на изъятие лошадей.

Рубашкина считает, что эта процедура является незаконной, так как деньги в долг она брала как физическое лицо, а лошади принадлежат юридическому – ООО "Конный спортивно-оздоровительный клуб "Пегас". Полина утверждает, что лошади не принадлежат ей с октября 2010 года – тогда она продала их одному из активистов клуба который, в свою очередь, затем подарил их организации.

Самих приставов изложенные Полиной несоответствия не смутили. И.о. начальника Ленинского отдела УФССП Сергей Самородов заявил, что после ареста лошадей в мае этого года госпожа Рубашкина даже не пыталась оспорить акт ареста или с документами в руках доказать, что лошади ей уже не принадлежат. «На момент составления акта ареста никаких документов предоставлено не было. Бремя доказательства этого факта лежит на должнице, - заявил Самородов. – Впоследствии она представила акт дарения лошадей, который не был заверен нотариально». Отметим, что по закону такой документ и не должен заверяться у нотариуса. Потом, уже без диктофона, приставы пояснили свою позицию: «Мы такие договоры можем хоть каждый день пачками штамповать задним числом. Это не доказательство».

Прошло два часа, а дверь конюшни все еще оставалась закрытой. Смеркалось. Чтобы избежать отвтетственности, хозяйка клуба тут же, на коленке, написала заявление о сложении с себя полномочий директора и зачитала его на камеру. На тот момент численный перевес был на стороне Рубашкиной - ее поддерживали члены клуба, юрист, врач и мама с ребенком, больным ДЦП. По словам врача клуба Максима Акентьева, в «Пегасе» уже около 5 лет проводятся занятия иппотерапией: «Это такой метод реабилитации детей с ДЦП, включающий в себя специальную гимнастику на лошади и психологическую адаптацию в обществе. Это один из немногих методов, которые реально дают положительный эффект. За несколько месяцев можно добиться того, что ребенок сможет если не ходить, то хотя бы самостоятельно совершать какие-то движения. У нас есть положительные примеры. Без занятий наработанные навыки теряются в течении нескольких недель и дети возвратятся на исходный уровень. У нас занимается около 200 детей».

Состояние аффекта

Между тем события стали приобретать черты бразильского сериала. Перед конюшней неожиданно появилось несколько человек, которые отказались общаться с прессой, а на вопрос, что они здесь делают, ответили невинным голосом: «мимо проходили». «А это будущие покупатели лошадей и бывшие волонтеры нашего клуба, - узнала их Полина. – Лиза Багаева, когда у вас лошади болели, кто к вам приезжал систему ставить? Вместо того, чтобы помочь, вы вот так все раздербаниваете на куски! Куда вы их вообще перегоняете?». «А что, лучше, если их отдадут на мясо?» - ответила девушка, к которой обращалась Полина. 

Пока приставы искали монтировку для взлома, Полина, всхлипывая, сбивчиво рассказала, как она умудрилась довести себя до такого положения: «У нас было много кредитов. На тот момент мы жили за счет проката и работы в парках города – катали детишек на пони. На полученные деньги покупали корма и параллельно выплачивали кредиты. В последние годы нам запретили работать в парках. Плюс ко всему, я инвалид третьей группы и у меня есть пенсия. Поэтому мы оформили ежемесячные отчисления в размере - порядка 4-5 тысяч, и думали, что на какое-то время их хватит и они идут напрямую одному из кредиторов - Галине Мотовой. Оказалось, что вместо этого деньги перечислялись в банк, но об этом мы узнали гораздо позже».

В это время приставы все же нашли что-то похожее на монтировку и в присутствии понятых, в роли которых выступили покупатели лошадей, приступили к взлому конюшни. В этот момент Полину будто кто-то подменил. Из заплаканной девушки она превратилась в настоящую фурию, кинувшуюся отстаивать свое добро. Осознав, что изъятие лошадей неизбежно, она сделала все, чтобы осложнить жизнь их новым хозяевам. Вспомнив, что в описи приставов присутствуют только седла, Полина при помощи своих активистов сняла с них стремена, а также забрала свои оголовья, что сделало невозможным транспортировку животных своим ходом. «Вообще-то, когда мы арестовываем микроволновки, то тарелки из них не вынимают», - возмутилась сотрудница «Конфис-трейд». «Это ваши проблемы, - огрызнулась экс-директор «Пегаса». - Можете хоть на руках их нести. А покупатели - девочки грамотные, пускай покажут, как они умеют с лошадьми обращаться. Те обучены возить ездока и без седла».

Перегонщики, видимо, предвидели такой вариант развития событий, поэтому кто-то принес с собой несколько оголовий и уздечек. Когда одна из девочек попыталась забрать свою личную попону, Полина не дала ей этого сделать и подняла крик. В то время, как другая стала выводить из конюшни жеребца Техаса, Полина толкнула ее, назвав это «дружеским похлопыванием». Затем она попыталась разозлить и коня, стукнув его по крупу.

«Ты что же делаешь?! - возмутилась, увидев это, мама девушки, - он же ее может покалечить!». «Да пусть хоть убьет, - резко отозвалась Полина. - Это будет достойная смерть!». Последней каплей стала попытка Рубашкиной спровоцировать драку с поверенным лицом "Конфис-трейд". В конечном итоге она этого добилась, пожелав ее детям такой же участи, как и перегонщице. За этим последовал смачный шлепок – возмущенная сотрудница торговой организации ударила хозяйку «Пегаса» по лицу. Завязалась потасовка. Дерущихся женщин удалось разнять только подоспевшим полицейским. Конфликт закончился составлением заявлений в полицию обеими участницами столкновения.

На этом история не заканчивается. Активисты клуба не оставляют надежды вернуть лошадей обратно в "Пегас". Через несколько дней после инцидента они подготовили обращения в прокуратуру и подали в суд на Ленинское отделение службы судебных приставов. Через судебный орган пегасовцы пытаются признать акт изъятия лошадей незаконным. "Мы как общественная организация не получали никаких документов. У нас нет на руках даже акта об изъятии! Полина Рубашкина является ответственным хранителем лошадей, но принадлежат они клубу, и приставам были предоставлены все документы, которые это подтверждают. Они пришиты к делу. То есть приставы просто взяли и отняли у нас лошадей. С нашей позиции это выглядит именно так", - заявила новый директор клуба Анна Григорова.

На днях к конфликту подключились члены Общественной палаты Александр Ландо и Юрий Виткин. Александр Соломонович видит выход из ситуации в привлечении к делу представителей социально ответственного бизнеса, которые помогут Полине Рубашкиной выплатить долг. "Людям, которые занимаются подобной деятельностью безвозмездно, обязательно нужно помогать. Этого не произошло. Бездушие и формальный подход. Лошади проданы и могут быть, не дай бог, отправлены на живодерню или просто использоваться для других целей, а не для лечения детей", - заявил Ландо. Рассмотрение конфликта вынесено на заседание общественной палаты. ИА "Версия-Саратов" продолжает следить за развитием событий.