Павел Большеданов: «Мы не заморачиваемся по поводу госдолга»

31 октября 2012, 14:27
Павел Большеданов: «Мы не заморачиваемся по поводу госдолга»

Недавно на заседании правительства саратовские чиновники рассмотрели проект бюджета региона на три года вперед и передали его на утверждение в областную думу. И как-то так получилось, что сумма потраченных средств в нем снова оказалась больше, чем сумма полученных. Денег еще нет, а дисбаланс уже есть. Почему так происходит, и как с этим бороться, мы поговорили с заместителем председателя правительства области Павлом Большедановым

Павел Большеданов: «Мы не заморачиваемся по поводу госдолга»Недавно на заседании правительства саратовские чиновники рассмотрели проект бюджета региона на три года вперед и передали его на утверждение в областную думу. И как-то так получилось, что сумма потраченных средств в нем снова оказалась больше, чем сумма полученных. Денег еще нет, а дисбаланс уже есть. Почему так происходит, и как с этим бороться, мы поговорили с заместителем председателя правительства области Павлом Большедановым.

- Начнем с главного – Саратовская область имеет огромный госдолг, большую часть которого составляют коммерческие кредиты. Реально ли от него избавиться?

- Все, что мы продекларировали относительно нового бюджета – пока не более чем слова. Долг создать очень просто. Для этого нужно только подать заявку, несколько банков сразу же отзовутся. А потом долги нужно отдавать. Причем берет кредит, как правило, один человек, а отдавать должна целая область - все налогоплательщики. Поэтому мы не ставим своей целью отдать задолженность очень быстро, поскольку это серьезно отразится на уровне жизни населения. Это значит, кому-то недодать, или с кого-то дополнительно взять налоги. Этого делать нельзя, если мы говорим о развитии области. Мы еще долго будем жить с этой задолженностью, могу вас уверить.

- Что насчет коммерческих кредитов? Вы планируете их сокращать до минимума?

- Сейчас мы пытаемся заменить их на бюджетные, но это тоже непросто, потому что все регионы стремятся поступить так же, как мы. Суммы, выделяемые на эти цели из федерального бюджета, весьма ограничены – в пределах сотни миллиардов рублей. А субъектов у нас 89, то есть, на каждый регион может приходиться не более миллиарда рублей. Мы в этом году за два-три месяца уже взяли около шести. В процессе развития мы по доле коммерческих кредитов в общей задолженности с 88 % опустились на 75 %. В 2013 году стоит задача – выйти на соотношение 50 на 50. Это даст нам возможность оптимизировать структуру долга, снизить обслуживание на 1 миллиард 200 миллионов, а это дополнительные доходы, которые пойдут в расход. Но брать любые кредиты – это тупиковый путь, тем более что - потолок уже - почти вот он. Вы должны понимать, что у этого процесса есть совершенно конкретный конец, и он очень печальный.

- Какой прогноз по поступлению налогов в ближайшие три года? Будет ли оно увеличиваться за счет перераспределения части федеральных налогов?

- Мы совершенно четко знаем тренд.  Перспектива такова – налог на прибыль будет уменьшаться.  После любых кризисных явлений всегда есть время активности, когда много денег закачивается в экономику со стороны Центробанка и когда объемы производства и прибыль вырастают на 10-12 %. Сейчас это будет более умеренный рост бюджета –7-8 %, в лучшем случае 10 %. Чем больше инвестиций, тем меньше прибыли. Мы должны инвестировать, потому что только таким образом мы можем сохранить рост валового регионального продукта и через 5 лет получим отдачу - и тогда уже включимся в решение задачи по погашению задолженностей и отступим от края пропасти. Извините за высокопарные слова, но перед будущим поколением это более честная позиция.

- И все-таки, можно ли сейчас прогнозировать, насколько к 2015 году сократится госдолг области, учитывая, что регион продолжает брать кредиты?

- Мы не ставим себе задачу сократить госдолг и вообще не заморачиваемся по этому поводу. Мы знаем, что к 2015 году объем бюджета будет процентов на 30 больше, чем в 2013, а соотношение между суммой доходов и, надеюсь, зафиксированной на сегодняшний день суммой долга будет оптимальным. А вот оторвать конкретную копейку из бюджетной сферы и сказать, вы знаете, у нас тут суперзадача стоит – нам нужно погасить долги... Мы и банкам об этом сказали: «Вы, когда давали кредиты, разве не понимали, что их невозможно вернуть без ущерба для жителей области? Понимали? Ну, значит, ждите».

- Как вы можете прокомментировать заявление общественницы Ольги Пицуновой о том, что те 37 миллионов, которые были заложены на экологию области из регионального бюджета еще при правительстве Павла Ипатова, были сняты поправками? Напомню, она назвала это "позором"…

- Она не сказала, на что они заложены.

- На программу по экологическому оздоровлению области.

- Я все равно не понимаю, на что конкретно она просила денег. Давайте возьмем для примера осыпающиеся берега Волги, из которых в Ровном гробы торчат и реки Волжского бассейна, в которые мы ежегодно вкладываем по 500 млн рублей – это уже миллиард. Спросите любого человека, что ему важнее – чистый воздух через 40 лет или вода сегодня? Понятно, что он выберет воду. Иначе он не родит другого человека, которому через 40 лет понадобится чистый воздух. Это очевидно. Я думаю, Пицунова имела в виду деньги на общественные организации.

- Есть очень оптимистичное высказывание одного из областных чиновников, что к 2016 году можно вообще избавиться от бюджетного дефицита. Как вы считаете, это вообще реально?

- Что такое дефицит? Это разрыв между тем, что есть и тем, что хочется потратить. А как его покрывать? У нас кроме кредитов другого пути нет. Помощь иностранных государств давно закончилась, еще в 90-е годы. То есть, когда мы берем кредиты, сами наступаем на те грабли, на которых уже стояли несколько лет. Понятно, что это нерационально, это неправильно…  Но куда деваться.

- Замкнутый круг какой-то получается.

- Порочный круг - замкнутый. И позитивный - тоже замкнутый. У нас вообще вся жизнь замкнутая. Вот, скажите, как решать проблемы экологии – брать кредиты или не брать? В рамках современной экономики изменение положения России практически невозможно. Мы не можем в одночасье начать выпускать холодильники, телевизоры, компьютеры и так далее. Все в мире уже давно поделено. Поэтому говорить о том, что мы сделаем какой-то гигантский скачок, как Китай, мы не можем. Разумные люди об этом даже не мечтают. А раз нет такого скачка, значит, не будет и 30%-го роста, будет умеренный – 7-8%, максимум 10%. А при таком росте не можем мы широко шагать и решать все вопросы, в том числе и экологии…