Начальник отдела СУ СК Алексей Меньшиков: «Все плохое – из-за халатности»

20 февраля 2013, 15:16
Начальник отдела СУ СК Алексей Меньшиков: «Все плохое – из-за халатности»

Приоритет у нас – это борьба с экологическими преступлениями, с коррупцией в этой сфере. Расследуем дела по взяткам, по коммерческому подкупу. Под нашим прицелом

Начальник отдела СУ СК Алексей Меньшиков: «Все плохое – из-за халатности»С каждым годом проблемы экологии становятся все более и более актуальными. И речь здесь идет не только о загрязнении окружающей среды или вредных работах крупных компаний. Часть проблем возникает из-за элементарной халатности, считает руководитель Четвертого межрайонного природоохранного следственного отдела Волжского межрегионального СУ СК Алексей Меньшиков. Он рассказал ИА "Версия-Саратов" о специфике и результатах работы своего отдела.

- Мало кто знает, чем занимается ведомство с таким длинным названием.

- Приоритет у нас – это борьба с экологическими преступлениями, с коррупцией в этой сфере. Расследуем дела по взяткам, по коммерческому подкупу. Под нашим прицелом находятся сотрудники управлений Россельхознадзора, Росприроднадзора, управление ветеринарией, Ростехнадзор, комитет по охране окружающей среды.
В этом году борьба с коррупцией шла особенно упорно – пресекли три факта взяточничества среди сотрудников этих органов.

- Например?

- Например, задержание инспектора Аткарского межрайонного отдела Россельхознадзора. Этого чиновника мы «прижали» за то, что он взял деньги с предпринимателя и не провел экспертизу семян. В результате осужден.
Это очень важно, но резонанса особого, к сожалению, не вызвало. Второе дело было громким. После расследования, можно сделать выводы, что пострадал руководитель управления Росприроднадзора - господин Трегуб.
Мы задержали руководителя – начальника отдела за взятку в 40 тыс. рублей. За эти деньги он должен был выписать заключение коммерсанту – разрешение на работу. Работали с отделом экономических преступлений полиции.
Мы задержали его с поличным, в результате гражданин должен был заплатить 1,2 млн рублей штрафа, и еще там лишение свободы условно. Через некоторое время снимают господина Трегуба, и на его место поставили Андрющенко.

- А на Трегуба ничего не нашли?

- Там вышло так, что они пытались нам по уголовному делу ставить небольшие препятствия, но мы провели следственные действия так, что никакого противодействия не вышло. Я так понимаю, что были сделаны оргвыводы, внесены представления. Потом, в конце года, мы расследовали взятки среди ветеринаров. Там гражданка выдавала справки без проведения экспертизы.

- Сейчас расширяется количество статьей, по которым комитет будет вести расследования. Как-то коснулось новшество вашего отдела?

- Появились новые дела. Например, есть в области несколько сельхозрынков, на которых бесплатно, без оплаты аренды могут торговать дачники. Или же там есть какие-то льготы.
Мы нашли несколько предприимчивых торговцев, которые покупали у председателей некоммерческих садоводческих товариществ справки будто они реальные дачники и экономили с помощью этой справки деньги. Было достаточно много эпизодов, направили всего три уголовных дела. Это и в Саратове, и в Энгельсе было.
По сути, это та же взятка, но только в отношении сотрудника коммерческой организации – это и есть коммерческий подкуп, уголовная статья.
Это реальное новшество, по которым люди получили реальные сроки и крупные штрафы. А справка такая стоит тысячи три-четыре. Люди пытаются экономить и в результате попадают в тюрьму.

- Что по теме экологии происходило за прошедший год?

- Первая крупная тема – это африканская чума свиней, карантин в Вольске, про который вы много писали. Привезли эту чуму из Карачаево-Черкесии – там ветврач получил взятку за то, что сделал справку для продажи засоленной свинины с вирусом министерству обороны. Так она и попала в Саратовскую область, в Вольск. Там три столовых на несколько тысяч человек. Объедки были вывезены за территорию училища.
Пострадали частные владельцы, пострадала женская колония.  Много свиней пришлось забить, так как все использовали бесплатные объедки из этих столовых, как корма. Со свининой в районе до сих пор большие сложности.

- А что с озером Банным в Энгельсе?

Там все забавно. Оно было дважды сильно залито канализационными стоками при том, что совсем недавно этот водоем почистили и привели в отличный вид.
Дело близится к концу, по нашему мнению, виноваты и специалист, отвечающий за работу канализационной станции, и ее владелец – ООО «Айсберг», госпожа Шмидт. В марте был задокументирован один факт поломки мотора. Фекалии протопили лед, настолько их было много. Только мы закончили уголовное дело – как там второй прорыв. Насколько я понял, средств на обслуживание этой станции нет, нужной прибыли она не приносит. Из-за второго прорыва дело затянулось.
Дело в том, что владелец  даже не уведомил нужные органы об аварии, информация поступила от жителей, которые в этом озере купаются и ловят рыбу.
Хорошо помогали нам в этом деле сотрудники энгельсского водоканала.

- Озеро имеет связь с Волгой?

- Хуже всего, что да. Там есть прямой сток с бассейном Волги, поэтому еще и реку получается организация загрязняет.

- Это первые проблемы с ООО «Айсберг»?

- Если бы. Там было дело, которое расследовали следователи из Энгельса. Тогда из-за, кажется, халатности взорвалось что-то в бане, принадлежащей организации.

- Какая прибыль может быть от канализационной станции?

- Она стоит довольно удачно, рядом завод, гипермаркет. Наверное, какая-то копеечка перепадает.

- Что-то интересное при расследовании появилось на эту организацию?

- Не могу все рассказывать, но одним фактом поделюсь. Когда мы исследовали территорию после больших прорывов, нашли еще одну трубу, из которой довольно активно и давно течет та самая фекальная жидкость. И они даже не подумали сообщить об этих нарушениях.
Все проблемы – от халатного отношения к жизни.

Большинство проблем, большинство дел в сфере экологии происходит именно из-за халатности. Нет достаточного контроля. Вот у нас в следственном комитете – наш ведомственный контроль, надзирает нас природоохранная прокуратура. И проблем практически нет. А те, что есть – максимально быстро решаются. Все плохое – из-за халатности.