«Тятя, тятя! Наши сети притащили мертвеца»

«Тятя, тятя! Наши сети притащили мертвеца»
"Где найти хорошего чиновника - это сложный вопрос… Где-то эти люди есть…"

Интернет - великая сила. Это уже давно понятно. И если в конце прошлого века виртуальный мир из трилогии Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений» казался простому россиянину чем-то весьма далеким от реальности, то сегодня остается только удивляться прозорливости некоторых писателей-фантастов. Интернет постепенно «перетягивает» жизнь в виртуальность. Здесь мы общаемся с друзьями, работаем, отдыхаем. И многие уже давным-давно забыли о том, что такое реальность, предпочтя ей мир, где можно быть кем угодно. Вот и правительства (всех уровней) переместились в Интернет. Общаются с народом в режиме онлайн. А теперь еще и министров ищут с помощью блогосферы. И даже находят.

Речь, конечно, не о Саратовской области. Наши чиновники, наверное, и не представляют, что такое «блогосфера». Даже министры, отвечающие за информатизацию и общение с прессой, не ведут блогов и в социальных сетях не появляются. Нетривиальный способ поиска чиновников открыли в Пензенской области - регионе, судя по всему, продвинутом. В личном блоге руководителя аппарата губернатора и правительства Виктора Рубцова появилось весьма специфическое объявление: «Мы снова в поиске. Теперь нам нужен министр инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области. Министр, который сможет достойно представлять на всех уровнях, начиная от регионального, федерального, до международного, весь богатейший инвестиционный потенциал нашей области».

Требования к кандидату тоже перечислены: будущий министр должен обладать знаниями и опытом в области бизнеса, маркетинга, рекламы, финансов, предпринимательства, а также знать иностранные языки (как минимум - английский). Молодым и целеустремленным людям из любых регионов страны предлагается прислать свое резюме Виктору Рубцову на электронную почту. Иногородним даже обещают помочь с жильем.

Пока министра не нашли. Но, как нам рассказал Виктор Николаевич, исключительно потому, что желающих много. Оказывается, у пензенцев это не первый опыт поиска чиновников через Интернет и блоги. С помощью сети были «выловлены» руководитель представительства Пензенской области в Москве и уполномоченный по защите прав предпринимателей. «Опыт очень эффективный, нам понравилось, - говорит Виктор Рубцов. - Правда, на нас падает большой объем работы, много резюме приходит. Зато есть из кого выбрать. А то бывает, даже не знаешь, куда бежать и кого приглашать».

К счастью, бежать можно в Интернет. К примеру, желающих стать заместителем руководителя представительства Пензенской области в Москве оказалось более 200. Теперь вот, жалуется Рубцов, руководству приходится с каждым общаться. «Правда, бывает, доходит до абсурда, когда из 50 кандидатов нет возможности выбрать даже одного, - рассказывает Виктор Николаевич. - Очень много факторов должно сложиться в единое целое. Я уже не говорю про образование, стаж и опыт. Но есть вещи, которые ставятся нашим губернатором на высокий уровень. Например, порядочность, за человеком не должен тянуться шлейф из правонарушений. Если мы выясняем, что человек когда-то лишался прав за то, что попадался в пьяном виде, то это уже жирный минус, который практически не дает шансов устроиться к нам на госслужбу». Это, конечно, момент спорный, учитывая, что главой целого района в Пензенской области трудится Андрей Палазник, известный деятель, которому наше издание посвятило не одну публикацию. Тут такой «шлейф», что мало не покажется.

Ну да шансон с ним, с Палазником. Главное, чтоб министра инвестиций в Интернете удалось найти подходящего. Тем более что губернатор Пензенской области Василий Бочкарев, по словам Рубцова, считает, что в коллектив должны вливаться «новые люди с новым видением проблем». «Мы ищем, мы не утыкаемся в перемешивание одной и той же колоды», - особо отметил Виктор Николаевич.

Что касается Саратовской области, то у нас министров ищут не в Интернете, а в партии. Это проверенный вариант. В конце концов, зачем нам люди со стороны? Одну и ту же колоду тасуют то так, то эдак. И случающиеся периодически увольнения с последующими уголовными делами весьма не прозрачно намекают губернатору Валерию Радаеву, что пора бы добавить в колоду новых карт. К несчастью, в Саратовской области таких нет, и совершенно не ясно, где искать таинственных джокеров, способных изменить сложившуюся в регионе ситуацию. Похоже, и правда пора закидывать сети в Интернет.

Павел Большеданов, заместитель председателя правительства Саратовской области:

 «Тятя, тятя! Наши сети притащили мертвеца»

- У нас пока нет такой необходимости, да и вакансий свободных тоже. Не считаю вопрос серьезным. У чиновников должен быть опыт, при этом они могут быть и молодыми. Прежде чем делать вывод, нужно посмотреть биографию человека, что он уже успел сделать. Может, в Пензе настала такая необходимость, но я не понимаю мотивации. Нам это пока не нужно, посмотрим, чем закончится этот эксперимент у них. Нам нужно создать нормальные условия для претендентов, в том числе, достойную зарплату, чтобы этот будущий, к примеру, министр мог не переживать. К сожалению, ребята, которые умеют, могут получать хорошую зарплату, не всегда готовы идти министром с очень тяжелым графиком и жестким режимом работы.

Олег Галкин, министр - председатель комитета по управлению имуществом Саратовской области:

 «Тятя, тятя! Наши сети притащили мертвеца»

- Я бы не откликнулся на такое объявление в Сети. По целому ряду причин. Во-первых, нет времени искать в Интернете объявления. Во-вторых, все подобные вещи скорее носят характер пиара, нежели реального поиска качественной кандидатуры. Если мы ищем специалиста высокого уровня, то эти люди востребованы, они при деле. Их приходится переманивать. Где найти хорошего чиновника - это сложный вопрос. В каждом случае нужно подходить индивидуально, в зависимости от должности и региона. Где-то эти люди есть в частном бизнесе, где-то можно найти человека из другой отрасли. Бывает такое, что чиновники просто поднимаются по карьерной лестнице. В Пензе ищут министра инвестиционной политики, значит, это должен быть человек с большими связями, который умеет говорить с представителями большого бизнеса на одном языке. Это может быть патриот своей малой родины, который хочет, чтобы его область развивалась, сам же при этом уже является успешным бизнесменом.

- Вы нашли работу министра или она вас нашла?

- Наверное, мы двигались навстречу друг другу.

Антон Наумлюк, блогер, журналист, бывший преподаватель:

 «Тятя, тятя! Наши сети притащили мертвеца»

- В Саратове есть специализированное учебное заведение по подготовке чиновничьих кадров - это филиал Российской академии госслужбы, бывший ПАГС. Я преподавал там несколько лет и могу сказать более-менее обоснованно: при всеобщем наислабейшем уровне высшего образования в Саратове до прихода Дмитрия Аяцкова в ПАГСе готовили неплохих специалистов. Но есть одно «но». В системе чиновничьих должностей место работы никак не зависит от профессионализма. Должности получают в зависимости от лояльности, наличия высокопоставленных родственников или протеже и так далее, но никак не вследствие образования и профессионализма. У местной власти кадровый резерв очень невелик, а профессионалов там и вовсе единицы. Но дать должность, тем более министерского ранга, профессионалу «со стороны», через честный конкурс или по объявлению в Интернете - это значит включить в эту систему всеобщей некомпетентности дестабилизирующий элемент. Такого никогда не будет. Поэтому, мне кажется, искать профессионалов нужно там, где их учат, отслеживая студентов, начиная с первого курса. При условии, что учат хорошо, конечно. Жаль, что все это только благие пожелания…

Евгений Лузановский, член Общественной палаты Саратовской области:

 «Тятя, тятя! Наши сети притащили мертвеца»

- У нас в России в законодательной власти должны быть профессионалы, которые умеют писать законы, хотя у нас даже в областной думе сидят те, кто этого не умеет. А вот исполнительная власть почему-то назначается, а ведь это те люди, которые тратят деньги народа. По-моему, это неправильно. Поиск кандидатур в Интернете - тоже вариант: так они смотрят в узком кругу своих, а это будет расширенный список, у простого человека тоже будет шанс попасть во власть. Это должны быть креативные люди. Хороший чиновник - это тот, кто всю эту «кухню» знает. Возможно, это люди, которые мыслят по-другому, смогут предложить необычные пути выхода из кризисных ситуаций. Вот сейчас у меня есть нарекания к некоторым министрам, так сказать, с черными пятнами за душой, не будем называть их фамилии пока. У нас не идет замена кадров. Год прошел, и можно уже подводить какие-то итоги: у кого провалы, а кто, наоборот, справляется.

Дмитрий Козенко, главный редактор "Газеты недели в Саратове":

 «Тятя, тятя! Наши сети притащили мертвеца»

- Есть чиновник-исполнитель, и здесь достаточно простых навыков - таких искать особо не надо. Вот где найти эффективного чиновника - это вопрос. Можно из бизнеса зайти, были подобные попытки, но такие больше не идут. Кадрового чиновника, который сможет управлять бюрократической машиной, будет дисциплинированным, через Интернет не найдешь, боюсь, его нигде не найдешь. На самом деле, за исключением тех случаев, когда чиновничье ремесло становится откормом, то это не такие уж богатые люди. Я сам дважды заходил работать в правительство по году, и могу сказать, что это адов труд с одним выходным в неделю, и то не всегда, 12-часовым рабочим днем и не такими уже большими деньгами.

Роман Арбитман, писатель-сатирик:

 «Тятя, тятя! Наши сети притащили мертвеца»

- Тут есть другая методика. В Интернете и в газетах есть брачные объявления. Там необходимо указать возраст, привычки, наличие квартиры и так далее. Вот с помощью таких объявлений в массовых газетах давайте искать чиновников. Кого получит правительство, если будет искать через Интернет? Да умников каких-то, которые никому не нужны. А серьезных и положительных людей надо искать через брачные объявления. К кандидату на пост, например, министра, нужно предъявлять определенные требования: позитивное мировоззрение, наличие жилплощади и так далее. Во всяком случае, отсеется молодежь, которая занимается незрелой политикой а-ля Денис Фадеев в молодости или Серега Нестеров, потому что они не читают таких газет. Власть в России обладает свойствами скорее женщины бальзаковского возраста: она истерична, непоследовательна, не очень много думает, но очень много чувствует. Нужно искать министра, как ищут супруга или супругу.