Прайм-тайм

1 декабря 2013, 10:14
Прайм-тайм
Я спрашиваю, что случилось. Он отвечает: «Константин Львович остыл». Я спрашиваю: «Весь?».

В Саратовскую область в рамках проекта «Большие чтения» приехал знаменитый режиссер, актер и мультипликатор Гарри Бардин, который выступил в еще одном, новом для него, качестве - писателя. Недавно у Гарри Яковлевича вышла книга воспоминаний «И вот наступило потом», которую он как участник «Больших чтений» представит в нескольких библиотеках региона. На встрече с читателями Бардин рассказал о своей жизни в Энгельсе, где он провел значительную часть детства, и ответил на каверзные вопросы присутствующих. В частности, мультипликатор развеял слухи о том, что сам Константин Эрнст, гендиректор «Первого канала», заявил, что мультфильм «Гадкий утенок» никогда не будет показан на первой кнопке. Однако констатировал, что, вне зависимости от заявлений Эрнста, так скорее всего и будет.

Представляя гостя, филолог, библиотечный, культурный и общественный деятель, эксперт ЮНЕСКО Екатерина Гениева сделала комплимент сама себе: «Потому что, если сама не скажу, может, никто и не скажет. Я рада, что мы уговорили Гарри Яковлевича написать эту книгу. Это было не сложно, но и не просто. У него много и других дел. Это уже второй тираж. Значит, книга успешна, расходится», - заметила она.

Прайм-тайм

Сам Бардин высказался о книге значительно скромнее, не без свойственной ему самоиронии. «Я врал. Врал с раннего возраста. Особенно в пубертатный период. Я врал и врал, а потом это вдруг стало моей профессией. А книга, которую я написал, задумана как раз наоборот - там не должно быть ни слова лжи. Там всё правда. Должен сказать, что название ей дал мой внук, которого нам, как подарок, иногда привозят на выходные. Уговорили меня написать книгу мои друзья, которые слушали мои застольные байки, рассказывать которые я большой умелец. И они все просили - запиши-запиши. А я говорил: «Потом-потом». Так вот, внук на выходных игрался с тремя машинками - полицейской, скорой и пожарной. Да говорил им: «Потом ты поедешь туда-то. Потом ты поедешь туда. А ты потом поедешь туда, - и после паузы добавил: - И вот наступило потом». И я понял, что вот оно - название для книги», - рассказал мультипликатор, добавив, что книга скорее разовое явление. Он уверен, что еще не всё сказал в мультипликации. В частности, именно так он отвечает и на предложения снять игровое кино.

Прайм-тайм

Гарри Яковлевич поделился переживаниями, которые испытал, возвращаясь на относительно родную для него землю. Оказалось, что с Энгельсом его связывает не только проведенное здесь детство - их семья была эвакуирована на левый берег Волги в 1944 году. Так, сестру Бардина принимал во время родов Абрам Кассиль - отец писателя Льва Кассиля, а сейчас правой рукой мультипликатора является дочь Льва Абрамовича - Ирина Собинова-Кассиль. «Правда, сестра моя уже не помнит Энгельс. Она уехала отсюда совсем маленькой. А я помню очень хорошо. Это мое детство. Голодное. До 1947 года я помню себя только голодным. Помню, как мы жили в бараках возле стадиона, где селили офицерские семьи обычно. А потом в один момент к нам подселили семью врача из Москвы. Они жили в комнате напротив нашей по коридору. Они привезли с собой невиданное по нашим меркам - муку. И вот выходит из комнаты тамошний бутуз, который держит в руках какую-то жирную, капающую маслом трубочку. Я тогда еще и не знал, что это блин. И молча съедает этот ароматный блин у меня на глазах. Потом уходит обратно в комнату. И выходит с очередным подоспевшим блином. Первый и второй я как-то еще стерпел. А вот третий молча вырвал у него из рук и запихнул себе в рот. Проглотил его не жуя, даже вкуса не почувствовал. Бутуз поднял крик, вышла его мать и закричала: «Вор! Вор!». В коридор повыходили люди. Вышла и моя мама, которая в это время топила печь. И топила ее уже не щепой, а поленьями такими здоровыми. И вот она этим поленом принялась меня охаживать по голове, так ее задело, что ее сын - вор. С тех пор я больше не воровал. Ни разу», - рассказал гость.

Помимо книги Бардин привез с собой и новый мультфильм, работу над которым закончил совсем недавно. Новая картина «Три мелодии» представляет собой три короткометражных кукольных зарисовки. Это истории, завязанные на музыкальных темах. Первая - о любви, внезапной встрече, нарочитом нонконформизме, приводящем подчас к плачевным последствиям. Вторая зарисовка - скорее слепок состояния, поэтично-бытовая рефлексия, вызванная музыкой, а на третьей Гарри Яковлевич остановился отдельно, особо заострив на ней внимание. Сюжет под названием «Рондо» рассказывает, как это сейчас модно говорить, «всю жизнь за несколько минут», но выдерживая повествование в духе настоящего, серьезного мультиматографа, не оборачивающегося ни в шутку, ни в материал для семейного просмотра. За эти несколько минут зрителю является очередной виток колеса Сансары, сменяющий жизнь смертью и наоборот.

Прайм-тайм

По словам Бардина, создание фильма несколько затянулось, отчего он был сдан позже запланированного срока. «Я даже немного поссорился со своим министром. Но ничего, штраф я заплачу. Просто эту показательную порку решили на мне провести. Если наказать какого-нибудь совершенно безызвестного Васю Пупкина, то это будет незаметно. А на мне - заметней», - рассказал он. Отвечая на вопросы, Гарри Яковлевич пояснил, что размер штрафа составляет 120 тысяч рублей за 5 дней просрочки.

В вопросах также была затронута и тема мультфильма «Гадкий утенок», который в 2010 году закрывал фестиваль «Саратовские страдания». Бардин развеял слухи о том, что сам Константин Эрнст якобы заявил, что картина никогда не будет показана по «Первому каналу». «Нет, все было совсем не так. Мы встретились с Эрнстом на церемонии «Ники», где я получал премию. Он подошел ко мне и сказал, что неплохо было бы показать фильм на канале. Я ответил: почему бы и нет - замечательно. «Тогда позвоните мне», - сказал он. Я еще подумал: «Ты кто такой?». Но не сказал. Это я только подумал. Он пообещал потом, что его люди сами со мной свяжутся. Через какое-то время мне позвонил его помощник - Титенков. Он предложил поговорить еще раз с самим Эрнстом. Меня переключили. Эрнст говорит, что подумал намедни и решил: зачем показывать только лишь «Гадкого утенка», нужно показать ретроспективу. Каждый день все мои работы, а завершить «Гадким утенком». В прайм-тайм. Я спросил, во сколько это. Он сказал, что в половине двенадцатого. Я удивился, что так поздно, вроде как для детей всё это, ну ладно. На этом разговор и закончился. Прошло сколько-то времени, мне снова звонит Титенков, говорит грустным голосом. Я спрашиваю, что случилось. Он отвечает: «Константин Львович остыл». Я спрашиваю: «Весь?». Он говорит: «Нет, только к этому проекту». В общем, на этом история закончилась», - заверил мультипликатор.

Также в Энгельсе состоялось еще одно мероприятие: музей Льва Кассиля наградил гостя своей наградой - орденом страны Швамбрания, которую в детстве выдумал писатель вместе со своим братом Осей. После награждения был показан фильм-трилогия. Однако на этот раз возникла техническая заминка - в самом конце мультфильм прервался, но после устранения технических неполадок картина была показана до конца. «Это все равно, что рассказать анекдот не до конца, уехав с окончанием в Москву», - пошутил Бардин. Ведущая - директор музея Кассиля Наталья Мещерякова в ответ предложила Гарри Яковлевичу приехать в Энгельс еще раз и показать работу снова, но уже в подготовленном зале, без заминок. Мультипликатор легко согласился на это предложение, пообещав еще не раз вернуться в Саратов и во многом родной для него Энгельс.