Новогоднее письмо для того, кто умел верить

27 декабря 2013, 20:05
Журналисты, которые пишут правду, вызывающую изжогу у представителей властей и правоохранительных органов

Каждый день в последнее время кто-то выходит из тюрем и лагерей. После принятия Госдумой 18 декабря постановления об амнистии вышли Михаил Ходорковский (физическое лицо, выполняющее функции иноагента), участницы группы PussyRiot Мария Алехина и Надежда Толоконникова, несколько фигурантов "Болотного дела". И за эти же дни в том же "Болотном деле" появился еще один обвиняемый - Дмитрий Алтайчинов. А в Туапсе на три года осужден эколог Евгений Витишко, обвинивший губернатора Краснодарского края в захвате Черноморского побережья.

В прошедшие выходные во многих городах страны прошла очень правильная акция - огромное количество людей поздравило политзаключенных с наступающим Новым годом. Где-то, как в Питере, открытки для "узников совести" приготовила Республиканская партия России. Где-то, как у нас в Саратове, - Движение за права человека. Но везде написать несколько строк людям, которые осуждены только за то, что посмели думать иначе, чем им предписано властями, собрались неравнодушные из разных партий, организаций и просто гражданские активисты, которым не все равно.

Журналисты, которые пишут правду, вызывающую изжогу у представителей властей и правоохранительных органов, правозащитники, которые пытаются помочь несправедливо задержанным хотя бы с помощью юридической консультации, активисты самых разных движений и политических течений, - мы все понимаем, что в любой момент можем оказаться на месте тех, кому подписывали открытки. В любой момент сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом или еще какой-нибудь структуры, обладающей бульдожьими инстинктами сначала схватить, а потом думать - зачем, могут прийти к любому из нас, чтобы под лампой, как в дешевом кино, устроить допрос. А потом отправить на какую-нибудь "двушечку". Никогда не знаешь, что сыграет свою роль - текст о захвате губернатором побережья, кусочка леса на несколько гектаров, или анонс готовящейся акции протеста в соцсетях. Случиться это может с каждым. Те, кто подписывал праздничные открытки политзаключенным, это понимали. А еще понимали, что их адресатам просто не повезло. Вместо них могли сидеть они, и тогда уже им писали бы смешные банальности с пожеланием здоровья и скорейшего освобождения.

Подписывать открытку политзаключенному - живому человеку, сидящему в каком-нибудь СИЗО-5 "Водник", очень тяжело. За коротким текстом в несколько строк стоит конкретный человек, который уже несколько месяцев или лет не видел родных. Это как разговор с ним. О чем мы, которые возвращаемся каждый день с работы к родным и детям, ворчим на плохой кофе в кофейне, смотрим нового "Хоббита" в кинотеатре, можем с ними говорить? Что мы им скажем такого, что заслуживает их внимания?

И все же это была очень правильная акция. В Саратове ее организовал эксперт Движения за права человека Михаил Наместников. Собралось человек пятнадцать. Подписали больше тридцати открыток. Адреса колоний и СИЗО сверяли по распечатке, в которой напротив фамилий амнистированных стояло "осв!". Подписывали в офисе реготделения "Яблока". Перед началом акции я позвонил руководителю движения "Автономное действие" Олегу Петрову. Он тоже собирался быть. Понимаете, в чем дело? Сидят националисты и члены антифашистского движения, социалисты из "Левого фронта" и Сергей Кривов из РПР-ПАРНАС, экологи и ученые. Сидят за то, что имели смелость заявить о своем несогласии с тем, что происходит в стране. С выборами этими, над которыми даже не смеются - их не замечают. С пытками в тюрьмах, с уничтожением экологии. Вот с этим не согласны и за это сидят.

Я написал две открытки. Одну Степану Зимину. Это совсем молодой парень, 21 год. Студент РГГУ, востоковед. Он анархист, историк, который занимается реконструкцией одежды и быта славян X века. Он такой же, как я. Он был на Болотной 6 мая 2012 года, и этого вполне достаточно, чтобы его осудили. Сейчас он в СИЗО "Водник". Студенты РГГУ проводят пикеты в его поддержку, а мы вот поздравляем с Новым годом.

Второе поздравление отправил антифашисту Алексею Гаскарову. Парень всего на год младше меня, писал статьи по социальной и экономической политике. И один из немногих на Болотной не скрывал своего лица. Ушел с площади разбитый и в крови. За него выступил анархист, американский спортсмен Джеффри Монсон. А мы написали открытки к Новому году.

Не уверен, что мы своими открыточками смогли поддержать политзаключенных. Новый год для них вряд ли станет радостнее от наших поздравлений. Я лишь смог написать, как много людей, в том числе совершенно ребятам не знакомых, ждут их освобождения и переживают за них. Еще написал об уважении к ним. Даже от тех, кто не разделяет их взгляды.

В итоге за несколько часов было подписано штук пятьдесят открыток. Всем, кто есть в длинном списке политзаключенных. С Новым годом. Здоровья, скорейшего освобождения, силы и всего наилучшего. Люди писали примерно одно и то же, смущались от того, что адресат - незнакомый человек, натянуто шутили.

Открытки подписали и отправили. С наступающим праздником, дорогие. Пусть следующий год будет хотя бы не хуже уходящего. На большее уже и не надеешься.

P.S.: Подписать поздравления политзаключенным с Новым годом не явился ни один руководитель ни одной оппозиционной партии в Саратове.