Все, что булькает

16 января 2014, 13:24
Все, что булькает
По этой логике максимально обезопасить самолеты могут пара банок растворителя – стереть флаг, и дело с концом

Разумеется, никто не будет спорить с тем, что антитеррористические проверки – вещь нужная, а в условиях последнего времени – прямо-таки необходимая. И уж если на то пошло, то гораздо меньше недовольства вызывает необходимость открыть сумку, чтобы в нее со знающим видом заглянул охранник правопорядка, чем бесцельно топтаться в очереди, чтобы пройти через бессмысленно пищащую рамку металлоискателя, будучи уверенным в том, что хоть рамка обпищись – все равно тебя никто не остановит, а значит, смысла в ней совершенно никакого нет.

Теперь меры безопасности стали хотя бы отдалённо напоминать не постановку галочки в соответствующей графе, а то, что способно обеспечить эту самую безопасность. Но, как обычно в таких случаях, начались перегибы на местах. Первой отметилась Росавиация.

Теперь на борт самолёта будет запрещено проносить жидкости. То есть раньше можно было положить в ручную кладь маленькую бутылочку шампуня или, например, жидкость для промывки линз, главное – чтоб не больше ста миллилитров. В случае надобности нужно было просто предъявить всё отличающееся жидким агрегатным состоянием при досмотре. А уж о святом – бутылке чего-нибудь спиртосодержащего (хоть виски, хоть туалетной воды) из дьюти-фри – и говорить не приходится.

Росавиация успокаивает, что забыть о святом не придётся, запечатанные упаковки из дьюти-фри проверять не будут. А вот запечатанные упаковки всего остального – очень даже. В багаж предписывается сдавать абсолютно все, что булькает, даже если оно булькает почти незаметно в силу собственного размера, например, являясь ампулой с инсулином. Если кому нужны медикаменты, даже при наличии рецепта на них, нужно будет предъявить их перед посадкой на борт человеку из спецслужб, который их вскроет и проанализирует. Не стоит объяснять, что произойдёт с запечатанным стерильным лекарством, если его вздумают вскрыть. С таким же успехом его можно выкинуть в урну для запрещённых к провозу продуктов перед пунктом досмотра. Кстати, именно это и советуют сделать сотрудники Росавиации. На вопрос, как же быть тем, кто никак не может на борту без лекарств, они заявили следующее: если лекарства вскрывать нельзя, то «надо будет либо отказаться от полета, либо выбрать другой вид транспорта».

Если отфильтровать многочисленные высказывания экспертов, анализирующих системы проверки багажа, сканирования пассажиров и запреты на целые списки предметов, то смысл их сводится к тому, что желающий устроить теракт его всё равно устроит, а все меры безопасности направлены по большей части на то, чтобы успокоить пассажиров. Ну или создать им определённое количество неудобств, это уже как получится.

«Я не хочу вас пугать, но кто-нибудь проверяет людей, которые занимаются доставкой воды в аэропорты? Если я захочу пронести опасную жидкость в самолет, я НЕ понесу её через пункт досмотра. В аэропорту есть как минимум семь зон, где такая передача [жидкости] может иметь место. Так в чем смысл запрета жидкостей? Убедить общественность в том, что она в безопасности. Охранники так заняты отлавливанием бутылок, что забывают следить за реальными угрозами. Чем больше предметов ты запрещаешь, тем меньше шансов у тебя поймать взрывчатку», – приводит слова экс-главы службы безопасности аэропорта имени Давида Бен-Гуриона в Тель-Авиве Рафи Селы (Лента.ру)

Лучше всего слова уважаемого Рафи Селы иллюстрирует нынешняя охрана вокзала. Конечно, по сравнению с прошлым усилением после теракта в Домодедово кое-какую логику сотрудники правопорядка подключили и теперь проверяют непосредственно перед входом в здание – раньше в вестибюль или подземный переход можно было попасть беспрепятственно. Но вот если не заходить в сам вокзал, а просто обойти его, то на платформу перед поездом можно попасть совершенно без проблем и, как следствие, в сам поезд с собой можно пронести в чемоданах хоть слона. Понятно, что охватить проверками абсолютно всё невозможно технически, но печальная тенденция поднимания головы с последующим обязательным увязанием хвоста прослеживается.

И вишенка на торте. Если вы думаете, что вся эта свистопляска вокруг жидкостей началась для того, чтобы защитить людей от терактов, то вам стоит ознакомиться с выдержкой из той самой директивы Росавиации, предписывающей запретить всё и вся. Аргументация такова: «Наибольшую уязвимость (для террористов – прим. авт.) представляют собой воздушные суда, так как на их бортах нанесены государственные регистрационные и опознавательные знаки Российской Федерации. Таким образом в случае совершения террористического акта террористы демонстрируют возможность нанесения ущерба не только отдельным гражданам или организациям, а всему государству». По этой логике максимально обезопасить самолеты могут пара банок растворителя – стереть флаг, и дело с концом.