По всей видимости, ГУ МВД по Саратовской области не хватает штатного экстрасенса или, на худой конец, Фокса Малдера какого-нибудь. В общем, человека, который смог бы объяснить стражам правопорядка, где кончается реальная жизнь с банальными мошенничеством и воровством и начинается сверхъестественная чертовщина. Без такого специалиста саратовские полицейские, похоже, тихо крестятся в сторонке, косо поглядывая на сделки, заключенные между живыми людьми и покойниками, и, кажется, не в силах не то что дело возбудить, а вообще осознать происходящее.
В редакцию нашего издания обратились представители гаражного кооператива «Жигули», расположенного в Ленинском районе Саратова. В этот ГК входит более 1,6 тысячи гаражей, и до 2009 года их владельцы жили вроде бы в мире и спокойствии. Ночами их не тревожили злые духи, не маячили привидения, а восставшие мертвецы не проявляли никакого интереса к финансовой деятельности «Жигулей». В то время председателем правления кооператива был ветеран труда Евгений Киселев.
Собственно, сам Евгений Леонтьевич на этой неделе и встретился с журналистами. Он прочел нашу публикацию под заголовком «Половник полиции», которая была посвящена проблемам ГСК-28, расположенного в Заводского районе, и поспешил сообщить, что это не единственный в Саратове гаражный кооператив, обделенный вниманием правоохранителей.
Как рассказал Евгений Киселев, все началось летом 2009 года, когда инициативная группа, состоящая из членов кооператива и сторонних людей, осуществила «рейдерский захват» ГК «Жигули». С тех пор сменился уже почти десяток председателей гаражного кооператива — люди работали по 2-3 месяца, после чего передавали бразды правления следующему по очереди. Таким образом, как считает обратившийся, «захватчики» делали все, чтобы избежать ответственности за проворачиваемые дела.
Среди таких дел, например, подозрительное расходование собираемых членских взносов и прочих финансовых поступлений. Ревизионная комиссия кооператива, проверявшая деятельность ГК «Жигули» с 2010 по 2012 годы, выявила «исчезновение» почти полумиллиона рублей. Кроме того, у Евгения Леонтьевича имеется увесистая стопка судебных решений и прочих документов, которыми подтверждаются факты подделки печатей кооператива и подписей членов ГК. Однако существует столь же увесистая папка бумаг из ГУ МВД по Саратовской области, которая, по всей видимости, призвана дезавуировать содержимое документов, бережно собираемых и хранимых Евгением Киселевым.
Позиция полиции
С осени 2009 года оперативные сотрудники сначала отдела полиции № 4, а после ОП № 7 по городу Саратову занимались (и должны заниматься по сей день) проведением проверки по заявлениям Евгения Леонтьевича и других членов ГК «Жигули». С момента первого обращения в органы по этому поводу прошло уже более четырех лет, поэтому постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела у активистов из кооператива накопилось очень много.
«Сколько же времени саратовские сотрудники правоохранительных органов будут выносить, на мой взгляд, незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела? — задавался Евгений Киселев вопросом в недавнем обращении на имя Генерального прокурора России Юрия Чайки и сам же отвечал: — Полагаю, пока не истекут все сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Очень интересную позицию выбрали саратовские полицейские».
В ответ Евгению Леонтьевичу приходят письма из прокуратуры Саратовской области. В 2012 году надзорный орган региона сообщил: «В связи с нарушениями закона, допущенными при проведении проверки, прокуратурой Ленинского района начальнику УВД по г. Саратову трижды вносились представления, по результатам рассмотрения которых должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности». Трижды!
А вот выдержка из недавнего постановления об удовлетворении жалобы Киселева: «19 октября 2013 года прокуратурой района начальнику УМВД РФ по г. Саратову направлено требование об устранении выявленных нарушений уголовно-процессуального законодательства, в котором поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности». Как видно, ничего не меняется...
В отказных материалах сотрудники полиции, как это водится, опираются в основном на устные показания опрошенных людей. Одни говорят, что, мол, проворовалось руководство кооператива, другие, то есть сами руководители ГК, заявляют обратное. Не воровали, не воруем и впредь не планировали, гражданин начальник. Что-то в этом духе. Ну а в конце полицейских постановлений все как обычно: «не получены объективные данные» и «отказать за отсутствием состава преступления».
Вообще-то сами представители ГУ МВД по Саратовской области как бы мягко намекают заявителям в своих ответах, что, мол, да, не совсем ударно у нас некоторые сотрудники ведут свой незримый бой. Вот, например, в сентябре 2013 года Евгений Киселев получил бумагу из регионального управления экономической безопасности и противодействия коррупции. Врио начальника этого управления В.Ю. Богомолов сообщил, что постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые штампуют саратовские полицейские, районная прокуратура отменяет как необоснованные.
В частности, врио начальника написал: «Сотрудниками ОП № 7 в составе УМВД РФ по г. Саратову при рассмотрении Вашего заявления доводы, изложенные в нем по факту заключения договора № 1-ЮА от 05.02.2010 года между ГК «Жигули» и ООО «Стройинжиниринг», проверены не в полном объеме и не дана юридическая оценка действиям лиц, заключивших указанный договор».
На этом моменте стоит остановиться отдельно. Дело в том, что действиям как минимум одного лица, заключавшего вышеназванный договор, весьма проблематично дать «юридическую оценку». На момент подписания документа, о котором идет речь, директора ООО уже почти год как не было среди живых...
Мертвым тоже платят?
Итак, в материалах проверки у саратовских полицейских присутствует замечательный договор под номером 1-ЮА. Заключен он был между гаражным кооперативом в лице одного из новоявленных председателей и фирмой «Стройинжиниринг» в лице Людмилы Мальковой. Если верить этому документу, то за 280 тысяч рублей, собранных с членов кооператива, ООО должно было оформить право собственности на земельный участок, занимаемый гаражами ГК «Жигули».
Спустя несколько месяцев, в августе 2010 года, появилось дополнительное соглашение к этому договору. Этим документом был продлен срок проведения работ. К тому моменту председатель кооператива снова сменился, как, кстати, и подпись г-жи Мальковой. Автограф, оставленный ею в феврале того же года на бланке договора, отличался от теперешней подписи.
Впрочем, не только это насторожило Евгения Киселева и других активистов ГК, проверявших документацию кооператива. Дело в том, что деньги по договору фирма, единственным учредителем и директором которой была Людмила Викторовна Малькова, получила в полном объеме, но земельный участок так и не был оформлен.
Получается, оплата произошла, но работы не сделаны. Казалось бы, нет ничего проще: подаешь заявление в суд и взыскиваешь с обидчиков средства. Но не тут-то было! Людмила Викторовна, как оказалось, на момент подписания договора находилась уже далеко не в Саратове, а в лучшем из миров. Как установили полицейские, женщина скончалась еще в апреле 2009 года из-за проблем с сердцем. А сама фирма после освоения кооперативных денег в скором времени была исключена из единого государственного реестра юридических лиц.
Кто же в таком случае подписывал договор с руководством ГК «Жигули» в 2010 году и куда делись деньги? Собственно, это и должны были выяснить стражи правопорядка. Однако полицейские одно за другим присылают отказные письма. Причем все как под копирку. Впору устраивать игру «Найди хотя бы пару отличий» и размещать рядом два документа — от 5 мая 2013 года и от 12 января 2014 года. Думаю, в такую игру не лишним было бы сыграть работникам надзорного органа.
Те же и Шарапов
Итак, имеются совершенно идентичные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, подписанные старшим лейтенантом полиции С.А. Захаровым и утвержденные руководством ОП № 7. Причем здесь и речи не идет о Мальковой и ее таинственном «воскрешении». Вообще ни слова о договоре, заключенном между ГК и ООО в 2010 году. Словно этого факта в истории кооператива не было вовсе. И никто денег непонятно кому не передавал.
Вот я и подумал, может быть, саратовские полицейские что-то не так поняли? Неправильно восприняли поступивший сигнал и напугались? Как в известном анекдоте про то, как мамаша оставила маленького ребенка с бабушкой, а вернувшись, узрела апокалиптическую картину: бабуля забилась в угол детской комнаты и крестится, а рядом бегает малыш и повторяет: «Молись и кайся! Молись и кайся!» Потом выяснилось, что ребенок просто хотел посмотреть любимый мультфильм про Малыша и Карлсона, живущего на крыше. Но жути на бабулю навел не меньше, чем привидение с пропеллером на грабителей в том самом мультике.
Так вот, может быть, и саратовские стражи правопорядка не разобрались в происходящем и сочли, что договор с ГК «Жигули» в самом деле подписывала покойница? Поэтому и боятся что-то возбуждать, чтобы не накликать на свою голову гнев необъяснимого? Они же не братья Винчестеры из американского сериала «Сверхъестественное». Те могут себе позволить вступить в схватку с потусторонними силами, а потом дальше мотаться по штатам. А нашим полицейским отступать из Саратова некуда.
Впрочем, хотелось бы приободрить правоохранителей. Скорее всего, тут нет ничего сверхъестественного. По всей видимости, речь идет о банальном мошенничестве с использованием подставной фирмы. Людмилу Малькову мне удалось обнаружить в налоговой отчетности еще четырех ООО, зарегистрированных на территории Саратовской области. Все они появились в 2007–2008 годах и на данный момент исключены из реестра. Все, за исключением одного — ООО «Автосбыт». Это единственная фирма, в которой помимо Мальковой присутствует еще один руководитель — некто Алексей Шарапов.
У г-на Шарапова тоже весьма занятный послужной список — он отмечен в качестве руководителя и учредителя в 37 фирмах. Те организации, у которых в налоговой отчетности указаны телефоны, на поверку оказались давно заброшенными или, как выражаются сотрудники федеральной службы финансово-бюджетного надзора, «слитыми».
Так что, уважаемые сотрудники ГУ МВД по Саратовской области, можете не бояться и возбуждать уголовное дело. Пока сроки не вышли. А мы обязательно продолжим следить за развитием событий.