Не до жиру

Не до жиру
Можно предположить, что эскалация напряженности в отношениях с Западом с большой вероятностью приведет к тому, что государство будет на всякий случай нервно наращивать расходы на оборону, армию и вооружение

Итоги прошлого года в экономике Саратовской области легко рассматривать в традиционном ключе — рост показателя одного, падение другого, неизменность третьего… Однако обесценивание рубля, решения руководства России по поводу Крыма, связанные с ними возможные изменения в геополитической обстановке и общая нервозность вынуждают трактовать наши местные экономические итоги с учетом худших возможных сценариев развития событий. Совершенно понятно, что подавляющей части населения Саратовской области и региону в целом все они ничего хорошего, увы, не сулят.

Как уже писало ранее наше издание (см. статью «Поели на 11 миллиардов», № 3 (253) от 31 января 2014 года), самый высокий рост по итогам 2013 года показала индустрия общественного питания — 20,8%. Однако надо понимать, что при всех успехах это, конечно, не та отрасль, которая двигает экономику. А те, что делают это, выросли не сильно: строительство — менее чем на 6%, промпроизводство — на 1,2%. Индустрия связи, а также пищепром и перерабатывающая промышленность показали цифры даже ниже, чем в 2012-м.

По данным областного министерства экономики и инвестиций, средняя зарплата по итогам 2013 года составила немногим более 20 тысяч рублей. Денежные доходы на душу населения еще ниже — около 16 тысяч рублей. Отставание от средних зарплат по стране по-прежнему велико.

В последние полгода федеральные министерства неоднократно пересматривали свои прогнозы на 2014 год на более пессимистичные. Но в любом случае многие эксперты и бизнесмены надеялись на хотя бы минимальный рост и приемлемые показатели инфляции. Теперь, увы, ситуация становится все менее ясной, поскольку число факторов неопределенности возрастает буквально каждый день. Если раньше снижение курса рубля основывалось в основном на пессимистических оценках ситуации в экономике России и прогнозах, то теперь к ним добавились перспективы экономических санкций против РФ и другие резоны, которые вызывают у инвесторов и бизнесменов самые плохие эмоции, вплоть до паники.

Тормоз заклинило

Несложно понять, что для Саратовской области эта ситуация чревата углублением всех прежних проблем и очередной задержкой даже в тех точках роста и развития, которые еще недавно казались вполне реалистичными. Регион рискует еще более усилить свои позиции в антирейтингах по государственному долгу. Все последние годы Саратовской области удавалось сводить концы с концами только с дефицитным бюджетом и постоянным ростом внешних заимствований. Что будет, если начнут сбываться худшие прогнозы, трудно даже представить.

В последние годы экономика страны вернулась к докризисному уровню. То есть механизмы «восстановительного роста» теперь не действуют, а для дальнейшего развития нужны инвестиции. Но в ситуации неопределенности, тревоги и стресса пугливые и без того инвесторы начинают замораживать любые проекты. Саратовская область в последние годы и так не блистала инвестиционной привлекательностью. Однако в нынешней ситуации надеяться на приход инвесторов и крупномасштабные дорогие проекты не следует тем более. В лучшем случае будут достроены заводы, фабрики, мясокомбинаты и логистические центры, куда уже начали вкладывать деньги ранее.

Удорожание валюты гарантированно ударит по отраслям и конкретным предприятиям, где были задуманы, но не реализованы проекты по техническому переоснащению и перевооружению, а также по тем, где вообще используют много импортных комплектующих. Во внешнеторговом обороте области экспорт в 2013 году значительно преобладал над импортом (2,2 млрд долларов против 0,7 млрд долларов соответственно), что само по себе позитивно. В структуре импорта в области менее четверти приходилось на продовольственные товары и сырье, зато около половины объема составила продукция машиностроения— читай, новые технологии. Но теперь это соотношение, видимо, изменится.

Некоторым участникам экономических процессов ослабление рубля может быть на руку. Прежде всего тем, кто получает основную выручку в валюте. К отраслям, где можно ожидать позитивного эффекта, эксперты осторожно относят сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность — но лишь в тех частях, где эти отрасли напрямую конкурируют с импортом. Ведь ввозимая продукция в результате роста курсов доллара и евро становится дороже в рублевых ценах. Но здесь не вредно учитывать, к примеру, тот факт, что даже в прошлом году, несмотря на миллиардные инвестиции в областной агропром, помощь государства, рост доходов населения и увеличение потребления продуктов питания, саратовский минсельхоз зафиксировал снижение численности крупного рогатого скота и производства молока.

По официальным данным в прошлом году область полностью (и даже с избытком) обеспечивала себя хлебопродуктами, яйцами, овощами, картофелем, растительным маслом. Производство саратовской свинины и баранины в 1,5–2,3 раза превышает потребность населения региона. Говядиной область обеспечена на 72%, мясом птицы — не более 40%. На фоне роста курсов валюты, инфляции, стоимости бензина и транспортных расходов все виды продовольствия (а также производные из них вроде колбас, готовых блюд и полуфабрикатов) точно будут дорожать.

Шопинг не спасет

Как отмечают эксперты, в ситуации, когда рост цен на нефть останавливается, основным драйвером экономики в стране становится потребительский спрос. Однако его возможности тоже ограничены. Кроме того, бурное потребительское кредитование, которое продолжалось все последние годы, заканчивается: Центральный банк Российской Федерации серьезно ужесточил требования к банкам, поэтому теперь необеспеченные кредиты всем подряд направо и налево раздавать многие уже не рискнут. Это, в свою очередь, тоже отразится на экономике.

Обеспеченность торговыми площадями по итогам 2013 года в среднем по Саратовской области составила 629 кв. м на тысячу человек — при нормативе в 462 кв. м. Иными словами, норматив уже превышен более чем на 30%. При стагнации экономики и росте цен на потребительском рынке это означает, что инвестиции в торговую недвижимость становятся непривлекательными. По крайней мере, если теми же темпами не будут расти реальные доходы населения Саратовской области, а это вряд ли. Особенно с учетом неизбежного роста цен на все и вся.

В этих условиях население неизбежно сократит свои расходы на траты не первой необходимости. Поэтому не исключено, что и звездный час саратовского общепита тоже миновал. Это значит, что отрасль не сможет перейти на новый уровень развития и в лучшем случае местные потребители будут довольствоваться тем качеством и разнообразием, что есть сейчас. Это не говоря уже о том, что цены на прилавках и в меню гарантированно вырастут, и, скорее всего, очень ощутимо.

Здравствуй, апатия

Проблемы в экономике на местном уровне могут быть осложнены еще и тем, что качество муниципального управления по-прежнему невысокое. Как было отмечено на недавней коллегии министерства экономики, только пять (!) программ социально-экономического развития, разработанных в районах Саратовской области, соответствуют всем нормам. Кроме города Саратова в число «отличников» предсказуемо вошли Энгельсский, Балаковский, Татищевский и Хвалынский районы. Остальные, судя по отзывам представителей ведомства, плохо формулируют цели и задачи, не в состоянии оценить ресурсы, которыми располагают, и т.п. Надеяться, что они смогут мыслить и работать лучше в условиях падающей экономики, не стоит тем более. А когда власть в очередной раз предложит «затянуть пояса», о развитии в большинстве районов речи уже идти не будет.

Можно предположить, что эскалация напряженности в отношениях с Западом с большой вероятностью приведет к тому, что государство будет на всякий случай нервно наращивать расходы на оборону, армию и вооружение. Это значит, что местные предприятия оборонки будут чувствовать себя, по крайней мере, не хуже, чем сейчас. Однако количество денег в стране ограничено. И не факт, что у властей разных уровней в таких условиях и дальше будет хватать средств для бюджетников из соцсферы, которые за последнее время (по крайней мере, часть из них) почувствовали себя увереннее и жизнерадостнее из-за роста зарплат.

Одним словом, балансирование «на грани стабильности» сейчас становится гораздо более тревожным, чем прежде. Настроения аналитиков и экспертов, их оценки и прогнозы экономической ситуации в РФ прежде колебались в диапазоне «слабый рост, рецессия или стагнация». Если упростить эту конструкцию, то речь шла о том, что экономика будет развиваться примерно как в 2012–2013 годах или несколько хуже. Но теперь обстановка становится еще более неопределенной. Средний уровень жизни наверняка упадет, вопрос — в каких пределах. Для Саратовской области все это означает дальнейшее существование без развития вплоть до деградации. Ситуация, увы, не новая, но легче от этого, конечно, не становится.